здесь |
Наверное, практически все родители, как будущие, так и настоящие, наслышаны о пользе мелкой моторики. Однако, для чего нужно развивать мелкую моторику, когда и как это делать, знают не все.
Все дело в том, что в пальцах рук огромное количество рецепторов, которые посылают импульсы в мозг, а в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Поэтому, когда малыш работает ручками, активизируя соответствующие отделы мозга, тем самым он активизирует и соседние зоны, которые отвечают за речь.
Но не стоит ждать, пока малыш сможет самостоятельно удерживать предметы, начинать работу по развитию мелкой моторики, можно с самого первого дня. Делайте крохе пальчиковую гимнастику – нежно массируйте каждый пальчик, сгибайте и разгибайте их, делайте круговые движения на ладошках. Этим вы стимулируете активные точки, связанные с корой головного мозга.
Когда малыш немного подрастет, давайте ему предметы различных форм и различной фактуры. Можно сшить ему специальный коврик, состоящий из кусочков различных тканей - бархат, шелк, хлопок, шерсть, органза и т.д. Кроме того, очень хорошо развивают мелкую моторику, такие игры-потешки, как «Сорока-ворона», «идет коза рогатая», «Ладушки» и т.д.
Рисование пальчиками.
Отличной тренировкой мелкой моторики является рисование пальчиками. Начинать можно, как только кроха научится сидеть. Расстелите на полу большой лист ватмана, посадите на него кроху и поставьте баночку с красками. Сразу покажите малышу, что нужно делать: обмакните свой палец в краску и что-нибудь нарисуйте. Затем, предложите ребёнку повторить – обмакните его палец в краску и поднесите к бумаге, проведите пальчиком несколько линий. Можно обмакнуть в краску не только пальчик, но и всю ладошку, а потом оставлять на бумаге свои отпечатки. Обычно, деткам это занятие очень нравится.
Перебираем крупы.
Возьмите несколько глубоких мисочек и насыпьте в них разные крупы, например: пшено, гречку, рис и овес. Пусть кроха по очереди опускает ручки в каждую миску: перебирает, перемешивает, пересыпает и т.д. Когда ему надоест, можно организовать импровизированную песочницу, например, в надувном детском бассейне, засыпав туда все крупы. Дайте малышу емкости разных размеров: пластиковые стаканчики, ведерки и формочки для песка, и пусть пересыпает крупу из одной емкости в другую. По такому же принципу, можно давать малышу переливать жидкость из одной емкости в другую, например, во время купания в ванной.
Шнуровки.
Игры- шнуровки развивают внимание, глазомер, способствуют укреплению пальцев и всей кисти руки, а это очень важно для подготовки маленькой ручки к письму. Поэтому, не стоит относиться к «шнуровкам», как к забаве для малышей. Дошкольникам такая тренировка
тоже очень полезна. Очень жаль, что сейчас все реже делают обувь со шнурками, ведь такая, казалось бы, рутинная процедура, как завязывание шнурков на ботиночках, на самом деле, приносит ребёнку огромную пользу.
Застежки.
Можно изготовить для малыша специальный «тренажер», пришив в куску плотной ткани всевозможные застежки: бантики, шнурки, пуговицы, липучки, пряжки, крючки, молнии и т.д. Для начала, обязательно покажите малышу, как пользоваться каждой застежкой.
Нанизывание.
У 3 -4 летних карапузов, обычно вызывает большой восторг такое занятие, как нанизывание всевозможных бусинок и пуговичек и пр. Пусть кроха сделает красивые бусы для мамы, и браслет для бабушки. Это занятие поможет развить усидчивость, глазомер, ну и конечно, мелкую моторику. Элина Киян
"До пяти лет ребёнок - строитель самого себя из чегобы то ни было", - отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала "утончать" детские способности, формировать практические умения, развивать мелкую моторику повседневными домашними предметами - бельевыми прищепками разного цвета, размера и формы. По мнению известного исследователя детской речи М.М.Кольцовой, "... есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи". Поэтому для развития речи необходимо применение разных приёмов, чтобы было интересно, предлагаю сопровождать действия с прищепками игровыми приёмами и весёлыми стихотворениями. Взрослый показывает малышу, как, удерживая тремя пальчиками прищепку, можно прикрепить её к краю небольшой коробки, и проговаривает:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Всё прищепки соберу.
Использованы материалы статьи Фадеевой Ю. "Игры с прищепками".
Рисунок и возраст.
Изучая детские рисунки, психологи выявили четкие возрастные стадии в развитии навыков рисования. По
ним можно косвенно оценить уровень умственного развития ребенка. С
помощью рисунков можно выявить и особенности его характера. Рисуя
какой-либо объект, ребенок невольно, а иногда и сознательно, передает
свое отношение к нему. Он прежде всего нарисует то, что наиболее важно и
значимо, а вот второстепенному уделит гораздо меньше внимания. При
изображении особенно волнующей темы проявятся и признаки тревоги. Существуют характерные возрастные закономерности в изображении человека.
От 5 до 6 лет. Последующее развитие рисунка состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. 5-летний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища, второстепенные детали (пальцы, волосы, брови) отсутствуют или немногочисленны. На 6-м году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали, если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он рисует его стоящим строго вертикально.
От 6 до 7 лет. К 6 годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. На рисунке появляются второстепенные детали. Для 6-летнего возраста нормой является детализированное изображение, ребенок рисует человека с шеей, пальцами, ступнями, появляется одежда. В период младшего школьного возраста, при нормальном развитии навыков рисования, человеческая фигура изображается реалистично. Рисунок, на котором разные части тела не «приклеены» друг к другу, как на схеме, а плавно переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим. Это наиболее заметно на переходах от шеи к плечам, от плеч к рукам и от туловища к ногам.
От 7 до 8 лет. Характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием последнего. При этом одни части тела соединены между собой без резкой границы, а другие как бы приклеены.
От 8 до 9 лет. В этом возрасте соотношение пластических и схематических элементов уравнивается. Например, вся верхняя часть тела изображена пластически, а нижняя – наоборот.
От 10 до 12 лет. Примерно с 10 лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими. Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей.
От 12 до 14 лет. Для подросткового возраста типично полностью пластическое изображение человеческой фигуры. Норма или отклонение? Рисунки – это всегда какие-то сообщения, зашифрованные в образах. Однако специалисты предупреждают, что начинать расшифровывать их надо не раньше, чем ребенку исполнится 4 года. От этой тенденции могут быть значительные индивидуальные отклонения. Например, если после 4 лет ребенок все еще рисует головонога, это говорит о его замедленном развитии. С 6-летнего возраста признаком отставания служат рисунки, на которых конечности нарисованы черточками. С 8 лет о задержке говорят чисто схематические рисунки без попыток, хотя бы и неудачных, передать реальные формы отдельных частей тела.
Отставание от возрастных норм может быть вызвано тем, что в семье не поощряются занятия рисованием. Если же поощрение ярко выражено, стоит обратиться к специалистами и отвести ребенка на обследование, которое выявит возможное отставание в развитии. А вот опережающее развитие в изобразительной деятельности может быть связано как с ускорением темпов умственного развития, так и с наличием художественных способностей.
Автор: Галина Чиркина, психиатр
Рисунок и возраст.
здесь |
От 3 до 4 лет. Предметный
рисунок появляется у детей приблизительно к трем годам. В ходе
последующего развития ребенка изменяется способ изображения и
увеличивается количество деталей. Вплоть до 4-летнего возраста норме
соответствует так называемый головоног, представляющий собой округлую
голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги
(количество которых может быть различно).
От 4 до 5 лет. Ребенок
переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и
ног изображение туловища человека. Ноги располагаются по бокам
туловища, руки обычно начинаются от его середины.От 5 до 6 лет. Последующее развитие рисунка состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. 5-летний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища, второстепенные детали (пальцы, волосы, брови) отсутствуют или немногочисленны. На 6-м году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали, если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он рисует его стоящим строго вертикально.
От 6 до 7 лет. К 6 годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. На рисунке появляются второстепенные детали. Для 6-летнего возраста нормой является детализированное изображение, ребенок рисует человека с шеей, пальцами, ступнями, появляется одежда. В период младшего школьного возраста, при нормальном развитии навыков рисования, человеческая фигура изображается реалистично. Рисунок, на котором разные части тела не «приклеены» друг к другу, как на схеме, а плавно переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим. Это наиболее заметно на переходах от шеи к плечам, от плеч к рукам и от туловища к ногам.
От 7 до 8 лет. Характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием последнего. При этом одни части тела соединены между собой без резкой границы, а другие как бы приклеены.
От 8 до 9 лет. В этом возрасте соотношение пластических и схематических элементов уравнивается. Например, вся верхняя часть тела изображена пластически, а нижняя – наоборот.
От 10 до 12 лет. Примерно с 10 лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими. Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей.
От 12 до 14 лет. Для подросткового возраста типично полностью пластическое изображение человеческой фигуры. Норма или отклонение? Рисунки – это всегда какие-то сообщения, зашифрованные в образах. Однако специалисты предупреждают, что начинать расшифровывать их надо не раньше, чем ребенку исполнится 4 года. От этой тенденции могут быть значительные индивидуальные отклонения. Например, если после 4 лет ребенок все еще рисует головонога, это говорит о его замедленном развитии. С 6-летнего возраста признаком отставания служат рисунки, на которых конечности нарисованы черточками. С 8 лет о задержке говорят чисто схематические рисунки без попыток, хотя бы и неудачных, передать реальные формы отдельных частей тела.
Отставание от возрастных норм может быть вызвано тем, что в семье не поощряются занятия рисованием. Если же поощрение ярко выражено, стоит обратиться к специалистами и отвести ребенка на обследование, которое выявит возможное отставание в развитии. А вот опережающее развитие в изобразительной деятельности может быть связано как с ускорением темпов умственного развития, так и с наличием художественных способностей.
Автор: Галина Чиркина, психиатр
«Речь и моторика - развитие речи и координация движений»
«Зайка»
Зайка шёл, зайка шёл,
Капусту нашёл, сел, поел и опять пошёл.
Зайка шёл, зайка шёл,
Морковку нашёл, сел, поел и опять пошёл.
(Имитировать движения ходьбы, приседания, показывать: как ест зайчик.)
«Птички»
Прилетели птички,
Птички-невелички,
Всё летали, всё летали, крыльями махали.
На дорожку прилетали,
Зёрнышки клевали.
(«Летать» по комнате, размахивая руками, как крыльями, приседать, стучать пальчиками об пол.)
«Самолёты»
Самолёты загудели,
Самолёты полетели.
На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.
(Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками, руки в стороны, затем наклоны в стороны, приседания, руки к коленям, руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны.)
«Гриб»
Саша шёл-шёл-шёл,
Белый гриб нашёл,
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
(Имитировать движения грибника: идти, нагибаться и класть грибы в кузовок.)
«Петушок »
Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.
(Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной. Дальше делать круговые движения руками, приседать, грозить пальчиком, делать наклоны вперёд.)
«Поезд»
Поезд мчится и свистит
И колёсами стучит.
Я стучу, стучу, стучу,
Всех до дачи докачу.
Чу-чу, чу-чу, всех до дачи докачу.
(Руки согнуты в локтях, синхронные вращательные движения обеими руками. Шаг в сторону – притоп, вращать руками, имитируя движение колёс.)
«Гуси»
Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
(Взмахи руками, приседания. Затем ходьба на носках, наклоны головы, бег на месте.)
«Кузнечики»
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок, стоп, сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко.
Прыгай на носках легко!
(Делать движения плечами, прыгать, приседать, прислушиваться и опять прыгать.)
«Часы»
Тик-так, тик-так – Все часы идут вот так:
Тик-так. Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так, тик-так, тик-так.
(Наклоны туловища вправо-влево, по тексту.)
«Кот»
Вот идёт чёрный кот,
Притаился, мышек ждёт.
Мышка норку обойдёт
И к коту не подойдёт.
(Делать шаги с высоким подъёмом ног, присесть, руки к коленям, встать, повернуться вокруг своей оси. Руки в стороны.)
«Едем, едем …»
Чики-чики, чикалочки,
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке,
Зайчик – на тачке,
Мальчик – на собачке.
(Ноги вместе, подскоки на месте. Одна нога впереди, на другой – подскоки. Затем утиный шаг вперевалочку. Грудь вперёд – посеменить ногами. Руки перед грудью, прыжки, бег на месте.)
«Зайчик »
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка – прыг – и убежал.
(Имитировать движения зайчика по тексту.)
«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Потягиваться, встать на носочки, наклоны вправо, влево, руки в стороны, руки вниз, встать на носочки, руки вверх.)
«Дорожка»
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки, шагают наши ножки.
По пням, по кочкам, по камушкам,
По камушкам, в ямку – бух!
(Наклоны туловища влево, вправо, шаг на месте, прыжки, приседания.)
«Дождик »
Дождик, дождик, что ты льёшь?
Погулять нам не даёшь.
Дождик, дождик, полно лить,
Деток, землю, лес мочить.
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем.
(4 хлопка, притопы, 4 хлопка. Прыжки на месте. Ходьба. Прыжки через лужицы.)
«Игра с зайкой»
Вышли дети на лужок,
Заглянули под кусток,
Увидали зайчика,
Поманили пальчиком:
«Зайка, зайка, попляши,
Твои лапки хороши!»
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
(Движения ходьбы, приседания, плясовые движения, хлопки.)
«Конь»
Конь меню в дорогу ждёт,
Бьёт копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскочу
И поеду, поскачу.
Там за дальней за рекой
Помашу тебе рукой.
(Постукивания одной ногой об пол, покачивания головой, прыжки, подсоки, помахать рукой.
«Пирожки»
Мы печём пшеничные пирожки отличные.
Тесто в миске замесили,
Соль в солонке не забыли.
Тесто скалкой раскатали,
Раскатали, не устали.
Взяли ложку с творогом,
Пирожок – за пирогом .
Ну-ка, печка, дай пирожкам местечка!
(Движения по тексту)
«Ножки и ладошки»
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат,
Наш народ удаленький,
Хоть и очень маленький.
Лишь устанут ножки,
Хлопаем в ладошки,
В ладошки-ладошечки.
Весёлые хлопошечки.
(Бег на месте, руки на поясе, затем, стоя на месте, хлопать в ладошки.)
«Зайка»
Ну-ка, зайка, поскачи,
Лапкой серой постучи.
Ты на травку упади,
Полежи и отдохни.
Отдохнул, теперь вставай,
Прыгать снова начинай!
Быстро к ёлочке беги
И скорей назад скачи.
(Движения по тексту потешки.)
«Аист»
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Вот тогда придёшь домой.
(Топать ногами попеременно.)
«Солдатик »
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
(Руки на поясе, постоять на правой ноге. То же – на левой ноге. Поднять прямую правую ногу перед собой. Руки в стороны, покачаться на одной ноге вправо, влево.)
Юлия Соколова
Приступая к занятиям, прочтите понравившеся стихотворение вслух и проделайте упражнения. Затем изобразите, что какое-то движение у вас не получается. Ребёнок наверняка захочет помочь, возможно, "научить" вас. Так начнётся совместная деятельность. Обратите внимание, чтобы ритм и характер движений соответствовали темпу и смыслу произносимых стихов. Занимайтесь сначала по 2-3 минуты в день, а затем столько, сколько малыш пожелает.
«Стирка»
«Стирка»
Мылом мылю я носки, (водим кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки, (трём кулачками друг о друга)
Сполосну носочки ловко (двигаем кистями рук вправо-влево)
И повешу на верёвку. (поднимаем руки вверх, кисти сгибаем)
«Подарок мишке»
Нитку тянем, отрываем (изобразить)
И в иголку продеваем. (изобразить)
Будем шить рубашку мишке (изобразить стежки)
И сошьём ему штанишки. (провести ладонями по бёдрам)
«По водицу»
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили, («человечки» обеими руками)
Принесли в ведре водицы, («ведро»)
Чтоб детишкам всем умыться. (изобразить)
«Апельсин»
Я очищу апельсин, (изобразить)
На тарелке он один, («тарелки»)
Ну а после разломлю, (изобразить)
Всем знакомым разделю. (движения кистями вперёд, к груди)
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, (прямые кисти вверх, вниз)
Мы морковку трём, (трём правым кулачком по левой ладони)
Мы капусту солим, (щепотка)
Мы капусту жмём. (сжимаем обе кисти в кулаки)
«Волшебник »
Если ножницы достану, («ножницы»)
То волшебником я стану. (руки и кисти вверх)
Сотворю вам из бумаги (изображаем движения ножницами)
Птиц, машины, башни, флаги. («птица», движения руля, «башня», «флаг»)
«Балалайка и дудочка»
Балалайка, балалайка,
Нам сегодня поиграй-ка, (изображаем игру на балалайке)
Поиграй нам, дудочка, (изображаем игру на дудочке)
Дудочка – погудочка.
«Бубен и скрипка»
Бубен звонкий и тугой, (изображаем игру на бубне)
Ты звени, стучи и пой,
Заиграй-ка, скрипка, в лад, (изображаем игру на скрипке)
Всех развесели ребят!
«Баян, барабан и рояль»
Разверни бока, баян, (изображаем игру на баяне)
Барабань, наш барабан,
Ты, рояль, сыграй нам песни, (изображаем игру на рояле)
Чтобы стало интересней!
«Дом и ворота»
На поляне дом стоит, («дом»)
Ну а к дому путь закрыт, («ворота закрыты»)
Мы ворота открываем, («ворота открыты»)
В этот домик приглашаем. (дом»)
«Бабушка»
Бабушка очки надела, («очки»)
У стола на стул присела, («стол», «стул»)
Только в книжку заглянула, («закрытая книга», «открытая книга»)
Улыбнулась и … уснула. (ладони под щёку)
«В домике»
Стол стоит на толстой ножке, («стол»)
Рядом стульчик у окошка, («стул»)
Два бочонка под столом, («бочонок»)
Вот такой я видел дом. («дом»)
«Замок »
На двери висит замок, («замок»)
Кто открыть его бы мог, (пожать плечами)
Потянули, покрутили, (потянуть в стороны, покрутить сцепленные кисти)
Постучали и открыли. (постучать основанием кистей друг о друга и развести кисти в стороны)
«Кольцо»
У мамы грустное лицо – (изображаем)
Не может отыскать кольцо («кольцо» правой кистью)
Но дочь нашла его у стула («стул»)
И вмиг на палец натянула. (изображаем)
«Белка»
Белка, сидя на тележке, («белка»)
Раздаёт друзьям орешки: (изображаем раздачу орехов)
Заиньке усатому, («зайка»)
Мишке толстопятому, («медведь»)
Синичке – невеличке («синичка»)
И совушке – сестричке. («сова»)
«Опасное купание»
В речке щука нас спугнула, («щука»)
В море плавала акула, («акула»)
Есть медузы в океане … («медуза»)
Буду я купаться в ванне! (изобразить движения пловца)
«По лесу шагал медведь»
По лесу шагал косолапый медведь, («медведь»)
Навстречу шёл волк на овец посмотреть, («волк»)
Увидел их зайка косой из-под ёлки («зайка»)
И так задрожал, что упали иголки. («дрожащий заяц»)
«Белка»
Заскочила на пенёк («пень»)
Белка – маленький зверёк, («белка»)
А потом, нарвавши шишек, («шишка»)
Побросала в ребятишек. (изображаем бросок)
«Дом за кустом»
Зайка под кустом сидит («куст»)
И ушами шевелит. («заяц», шевелящий «ушами»)
- Зайка, зайка, где твой дом? («дом»)
- За-за-за большим кустом! («куст»)
«Заяц и лиса»
Заяц скачет по полям, («заяц»)
А лисица по пятам. («лиса»)
Страшно заиньке в бору, («деревья» обеими кистями)
Прыгнул к ёжику в нору. (ёжик»)
«Слон и мышка»
Слон огромный, как скала, («слон»)
Ну а мышка? Ох, мала. («мышка»)
Если б стала со слона, («слон»)
Кошку съела бы она! («кошка»)
«Кошка и мышка»
Кошка весело шагает, («кошка»)
Мышка в норку убегает. («мышка»)
Если сон глубок у кошки, («кошка»)
Мышка в кухне ищет крошки. («мышка»)
«Гусь и кошка»
Рядом с кошкой гусь гогочет – («кошка»)
Ущипнуть за ушко хочет, («гусь»)
Кошка спину выгибает, (дуга левой ладонью)
Гусь от страха убегает. («гусь» правой кистью, руку убрать за спину)
«Белка и ворона»
Белка на сосне скакала («белка скачет»)
И ворону увидала: («ворона»)
- Залезай ко мне в дупло! («дупло»)
В нём и сухо и тепло!
«Новый год»
Рядом с ёлкой в Новый год («ёлка»)
Дети водят хоровод, (поворот кругом)
На ветвях для детворы («ёлка»)
Есть гирлянды и шары, («цепочка», «шар»)
Колокольчики висят, («колокольчик»)
Ярко лампочки горят. (разжать пальцы из кулака)
«Колючий клубок »
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик, («ёжик»)
Чтобы волк не уволок, («волк»)
Превратился ёж в клубок. («клубок»)
«Пёс и лошадь»
Бежала лошадь по дороге, («лошадь» левой рукой)
Ей пёс дворовый прыгнул в ноги, («собака» правой рукой)
Залаял громко пёс пугливый, («лающая собака»)
А лошадь лишь тряхнула гривой. («лошадь», движения кистью)
«Динозавры»
Динозавров на рассвете («динозавры» обеими руками)
Увидали в парке дети,
Испугались, задрожали, (изображаем дрожь, испуг)
Быстро к дому побежали, («бегущие человечки»)
Динозавр же, верь не верь,
Только тра-во-ядный зверь. («динозавры» обеими руками)
«Старушки – хохотушки»
На скамейки возле ели («скамейка», «ёлка)
Как-то две старушки сели, («две старушки»)
Час болтали, хохотали (изобразить)
И скамейку поломали. (скамейка, развести ладони в стороны)
«Забор»
Возле дома с давних пор («дом»)
На столбах стоит забор, («забор»)
Бык о доски бок чесал, («бык»)
Почему ж забор упал? («упавший забор»)
«Ёжик »
Ёжик, ёжик, где ты был? («ёжик»)
Долго по лесу бродил. («деревья»)
Встретил белку и синичку, («белка», «синичка»)
Мишку встретил и лисичку, («медведь», «лиса»)
Всех, кого нашёл в бору,
Пригласил в свою нору. («нора»)
«Осьминог»
Убегает осьминог,
Выпускает восемь ног, («осьминог», «щупальца» вниз)
А когда еда вокруг,
Выставляет восемь рук. («осьминог», «щупальца» вверх)
«Коровушка»
Я коровушку свою («корова»)
Ранним утром подою, (движения пальцев, как при дойке)
Я поглажу ей бока: (движения кистями сверху вниз)
- Дай детишкам молока. («корова»)
«Ленивый лев»
Олень длинноногий по лугу скакал, («олень»)
А царственный лев за деревьями ждал, («лев»)
Но вдруг повернул почему-то олень, («олень»)
А льву за оленем бежать было лень. (лев»)
«Упрямые козлы»
Речка под мостом текла, (несогласованные движения пальцами)
По-над речкой два козла («козёл» каждой кистью)
На мосточке повстречались, («мост»)
Разругались, пободались, («козлы бодаются»)
Два упрямца не мирились
И вдвоём моста свалились! (присесть)
«Крокодил»
На лужайке крокодил («крокодил»)
Крокодильи слёзы лил:
- Ой, меня не любят звери, («олень», «птицы»)
Доброте моей не верят!
«Пеликан»
В речке птица – пеликан, («пеликан»)
Знаменитый рыболов, («рыба»)
Каждый день кладёт в карман («пеликан»)
Весь богатый свой улов. («рыба»)
«Царственная семейка»
Папа – лев и мама – львица, («лев»)
Всем известно, - царь с царицей, («львица»)
Ну а их малютка львёнок («львица», но теснее сжать пальцы)
Просто царственный ребёнок.
«Жираф»
Как хорошо жирафом быть, («жираф»)
Из тучи утром воду пить, (полакать языком)
С высоких веток листья рвать («деревья», руки поднять высоко вверх)
И носом звёзды задевать. («жираф»)
«Пчёлка»
Как хорошо быть пчёлкой («пчела»)
С весёлой рыжей чёлкой (показать чёлку на лбу)
И перед всем народом («человечек»)
Своим гордиться мёдом. («миска»)
«Весна»
Галдят грачи и там и тут, («птица»)
Летают и по веткам скачут, («деревья»)
Весной сосульки вниз растут («сосульки»)
И потому всё время плачут. («изобразить»)
«Паук и муха»
У мухи жизнь была легка, («муха»)
Но повстречала паука, («паук»)
На паутине он сидел («паутина»)
И мухе сладко песни пел: («муха»)
- А вы, я вижу, налегке, («паук»)
Так покачайтесь в гамаке. («паутина»)
«Собака и грач»
Собака смотрит, не ворча, («собака»)
На прилетевшего грача, («грач»)
А этот грач совсем не глуп –
Из миски пьёт собачий суп. («миска»)
«Волк и лось»
Однажды лось в лесу гулял («лось»)
И волка в чаще повстречал, («волк»)
Наставил лось свои рога («лось»)
На волка – лютого врага, («волк»)
Волк испугался, задрожал (дрожащий «волк» правой кистью)
И прочь от лося побежал! (спрятать правую руку за спину)
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
(ритмичное касание одноимённых пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев).
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями).
«В гости»
В гости к пальчику большому
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).
Приходили прямо к дому («дом»):
Указательный и средний,
(поочерёдно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).
Безымянный и последний –
Сам мизинчик – малышок
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы).
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга).
Вместе пальчики – друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).
Друг без друга им нельзя.
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять
(разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).
Вышли пальчики гулять.
(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять,
(сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).
В домик спрятались опять.
(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).
«Прогулка»
(При выполнении этого упражнении я дети сидят на своих местах и ритмично, поочерёдно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук).
Пошли пальчики гулять,
(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).
А вторые – догонять,
(ритмичные движения по столу указательных пальцев).
Третьи пальчики – бегом,
(движение средних пальцев в быстром темпе).
А четвёртые – пешком.
(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).
Пятый пальчик поскакал
(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).
И в конце пути упал.
(стук кулаками по поверхности стола).
«Человечки»
Побежали вдоль реки
(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю).
Дети наперегонки.
(повторить несколько раз).
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(«цветок с закрытыми лепестками»).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питание
(ритмичные движения пальцами вместе и врозь).
Дружно дают под землёй корешки.
(«корни»).
«Зайцы»
Скачет зайка косой
(«зайчик» правой рукой).
Под высокой сосной.
(«дерево» правой рукой).
Под другою сосной
(«дерево» левой рукой).
Скачет зайка второй.
(«зайчик» левой рукой).
«Козы»
Идёт коза рогатая,
(«коза» правой рукой).
Идёт коза бодатая.
К ней другая спешит,
(«коза» левой рукой).
Колокольчиком звенит.
(«колокольчик»).
«Птички»
Птички полетели, («птички»).
Крыльями махали.
(махи ладонями с широко расставленными пальцами).
На деревья сели, («деревья»).
Вместе отдыхали. («птички»).
«Кошка и собаки»
Вышла кошечка вперёд,
(«кошка» правой рукой).
К нам идёт, хвостом и играет,
(левой ладонью машем у основания правой кисти).
Ей навстречу из ворот («ворота»).
Две собаки выбегают.
(«собаки» обеими руками).
«Улитка»
Две улитки на дорожке,
(«улитки» обеими руками).
Вверх торчат смешные рожки.
«Мостик»
Над бурливою рекой
(пальцы разведены, ими производятся несогласованные движения).
Мост построим мы такой: («мост»).
Люди по нему пройдут («человечек» идёт).
И лошадок поведут. («лошадь»).
«Лягушка»
Две лягушки на дорожке,
(«лягушки» обеими руками).
И у них озябли ножки.
«Щука»
В пруд купаться не пойду –
Щука плавает в пруду. («щука»).
«Мышь»
Тихо в доме, («дом»).
Спит малыш.
Под полом скребётся мышь. («мышь»).
«Курица, петух и лебедь»
Петушок зерно клюёт,
(«петух» левой рукой).
Курица к нему идёт.
(«курица» правой рукой).
Лебедь, стоя за малиной,
(«лебедь» левой рукой).
Машет шеей лебединой.
«Щука, коза и лягушка»
Щука может обитать в пруду,
(«щука» левой рукой).
А козу пасут на берегу («коза»).
Лишь лягушке хорошо везде: («лягушка»).
На земле, в болоте и воде.
(несогласованные движенья пальцами обеих рук).
«Деревья»
Друг от друга деревья росли далеко,
(«деревья» обеими руками).
Человеку пройти этот путь нелегко,
(«человечек» левой рукой).
Только корни двух елей однажды сплелись, («корни»).
Будто дерева два навсегда обнялись. («деревья»)
Т.А.Ткаченко
Взрослым бывает трудно понять, отчего постоянно фантазирующий и любознательный малыш так часто жалуется на скуку. Почему он не в силах потерпеть даже пять минут очереди? Как можно скучать, надевая ботинки и кушая кашу? И почему не прекращаются детские жалобы дома, где так много интересных игрушек?Невыносимость ожидания. В транспорте, на автобусных остановках, в очередях нередко можно увидеть ноющего, прыгающего от нетерпения, а иногда и плачущего ребенка. Он не хочет понимать, что значит ждать и со всей остротой детского "здесь и сейчас" переживает однообразие обстановки, ограниченную подвижность, усталость. И не стоит в этот момент заниматься воспитанием малыша, лучше как-то облегчить неприятное ожидание. Всегда носите с собой мелкие игрушки и интересные вещицы. Фонарик-брелок, пальчиковая куколка, маленькая машинка, воздушный шарик, наклейки не займут слишком много места в сумке, а малыш будет им рад. Предложите ребенку взять с собой сумочку или рюкзак с игрушками для дороги. Составьте и всегда носите с собой список возможных развлечений. Очень трудно вовремя вспомнить, чем занять ребенка. А список вам подскажет подходящую словесную игру, подвижную забаву, шутку, загадку или интересную тему для разговора.
Помните, что нытье и жалобы на скуку могут иметь и другую причину. В очереди к врачу малышу не так требуются развлечения, как ваши любовь, утешение и поддержка.
Неинтересные дела.Если ребенок уже пережил кризис "Я сам", вы наверняка столкнулись с проблемой — умеет, но не хочет. Не хочет сам одеваться, кушать, убирать за собой. И ребенка можно понять — первая радость самостоятельности прошла, руки еще плохо слушаются, и тарелка каши кажется бесконечной. Но увлечь малыша неинтересным занятием довольно просто. Например, соревнуйтесь, кто быстрее оденется. Или предложите проверить, сколько вещей успеет ребенок надеть за 5 минут. Придумайте игру, которая сделает выполнение задания интересным. Разрешите малышу убирать игрушки, пока не станет скучно. А потом сделайте перерыв и займитесь чем-то приятным. Будьте рядом, и ребенок легче справится со всеми делами. Иногда можно чуть-чуть помочь, подсказать. Скажите ребенку: "Жаль, что ты разучился надевать ботинки. Сейчас посмотрю погоду, и придется самой тебя одевать..." Есть вероятность, что малыш решит сделать вам сюрприз.
Учите ребенка оптимизировать процесс. Расскажите, почему стоит заменить чайную ложку десертной. Покажите, как просто собрать детали металлического конструктора магнитом. Расскажите малышу, как вы сами справляетесь со скучными делами, поделитесь своими творческими способами борьбы с рутиной.
"Мама, мне скучно". Когда ребенок скучает в невеселом месте или за неинтересным делом, его можно понять. Но нелегко принять ситуацию, если нытье "Мне скучно" раздается из детской, заполненной лучшими играми, игрушками, книжками. Многих маленьких детей не интересуют игрушки. А вот домашние дела, которыми заняты родители, обладают необыкновенной привлекательностью. Разрешите малышу участвовать в стирке, уборке, приготовлении пищи. Наблюдение за различными делами даст ребенку огромный материал для игр. Вы и не заметите, как он утащит у вас поварешку или губку для мытья посуды, и отправится на собственные хозяйственные работы.
Бывает, отсылаешь ребенка в детскую, а он все приходит, и мешается под рукой и виснет на вас. Нужно понять, что тут потребность не в игре, а в маме. Обеспечьте крохе несколько часов полноценного общения и безраздельного внимания. И тогда ему легче будет перенести недолгое одиночество. Не забывайте и о том, что ребенок очень хорошо чувствует, когда от него хотят избавиться, и всеми силами старается этого не допустить. Умение играть в машинки или строить дом из кубиков — не врожденный навык. Учите малыша различным играм. Если он хорошо освоит какую-то игру вместе с вами, потом сможет играть в нее и сам. Ребенку постарше расскажите, в какую игру он мог бы поиграть, напомните, какие интересные игрушки ждут в детской. Если вы опишите игру достаточно подробно и увлекательно, возможно малыш вдохновится и пойдет играть. Скорее всего, он вскоре вернется. Выслушайте, чем он занимался, и придумайте продолжение игры. Давайте малышу игровые задания. Предлагайте уложить кукол спать, починить машину, накормить всех зверей. Хорошо, если кроме заданий вы предложите ребенку необычные инструменты для игры (например, гаечный ключ для машины или вымытое корытце от творожка для угощения зверей).
Бывает, отсылаешь ребенка в детскую, а он все приходит, и мешается под рукой и виснет на вас. Нужно понять, что тут потребность не в игре, а в маме. Обеспечьте крохе несколько часов полноценного общения и безраздельного внимания. И тогда ему легче будет перенести недолгое одиночество. Не забывайте и о том, что ребенок очень хорошо чувствует, когда от него хотят избавиться, и всеми силами старается этого не допустить. Умение играть в машинки или строить дом из кубиков — не врожденный навык. Учите малыша различным играм. Если он хорошо освоит какую-то игру вместе с вами, потом сможет играть в нее и сам. Ребенку постарше расскажите, в какую игру он мог бы поиграть, напомните, какие интересные игрушки ждут в детской. Если вы опишите игру достаточно подробно и увлекательно, возможно малыш вдохновится и пойдет играть. Скорее всего, он вскоре вернется. Выслушайте, чем он занимался, и придумайте продолжение игры. Давайте малышу игровые задания. Предлагайте уложить кукол спать, починить машину, накормить всех зверей. Хорошо, если кроме заданий вы предложите ребенку необычные инструменты для игры (например, гаечный ключ для машины или вымытое корытце от творожка для угощения зверей).
Всем родителям приходится становиться немножко волшебниками. Умение наколдовать мешок игрушек (которые несколько месяцев назад были временно убраны), смастерить куклу или вырезать из цветного картона дворец, придумать игру или рассказать сказку, нарисовать карту местонахождения сладких сокровищ в вашей квартире дается не сразу. Но это самое надежное средство от детской скуки.
Поводы для скуки. Иногда воодушевленные родители ведут малыша в музей, на выставку, в театр. А ему там непонятно и неинтересно. Не стоит думать: "Все дети любят цирк (зоопарк, зоологический музей)", любому новому делу должна предшествовать подготовка. Расскажите, что ожидает малыша, посмотрите фотографии, почитайте подходящие книги, поиграйте в музей или организуйте собственную выставку. Многие дети любят ходить в гости. Но там их нередко поджидает разочарование — взрослые увлекаются разговорами и ребенок не получает ожидаемого внимания. Если у ваших друзей есть дети — продумайте заранее совместные игры для них. При поездке к бездетным друзьям или родственникам привезите несколько старых игрушек и какие-нибудь новые развлечения (раскраску, игру, набор для творчества). Жалобы на скуку могут возникнуть и тогда, когда вы предлагаете ребенку что-то не соответствующее его возрасту, настрою, увлечениям, потребностям, практическим умениям. Не стоит опасаться читать малышу слишком сложную книгу или объяснять то, что ему не по возрасту. Но нужно постоянно следить за интересом ребенка и уметь вовремя остановится.
* * * Если малыш не играет, находится один в комнате, волей обстоятельств лишен игрушек, это совсем не значит, что он скучает. Возможно, он фантазирует, мечтает, думает или просто наслаждается свободой от родителей и их внимания. Чем старше ребенок, тем сильнее в нем потребность иногда побыть наедине с самим собой, "поскучать и помолчать".
Луговская Юлия
Луговская Юлия
Как научить ребенка плавать за один урок? Скоро лето. Наступит жаркая пора, у детей начнутся долгожданные каникулы. Родители, как всегда, с утра до вечера будут заняты на работе. Кто-то из детей отправится для отдыха в различные оздоровительные лагеря. Другие дети большую часть времени будут предоставлены сами себе и, естественно, захотят в жаркую погоду пойти на водоем и искупаться. Но, к сожалению, не все из них умеют плавать. И если родители в выходной день дадут своему ребенку первый урок плавания, по крайней мере, научат его не бояться воды, это поможет предотвратить многие несчастные случаи, связанные с утоплением. Данная методика обучения плаванию очень простая.
1. Выбор места для купания и обучения плаванию.Прежде чем зайти в воду, необходимо обратить внимание на следующее:
– на санитарное состояние водоема и можно ли в нем купаться;– на температуру воздуха и воды (для детей дошкольного возраста температура воздуха должна быть не менее 25 градусов, а воды – не менее 23 градусов);
– нет ли на дне коряг, столбов, битых бутылок и арматуры;
– какая глубина у берега и пологий ли спуск, песчаное ли дно;
– какое течение и нет ли в этом месте водоворотов.Если условия для купания приемлемы, то для обучения плаванию потребуется полоса воды вдоль берега примерно 10-15 метров с глубиною не более 1 метра. Обучать плаванию детей можно в возрасте с 4-5 лет. Но важно помнить: вода не должна быть выше уровня груди ребенка и вы должны быть всегда рядом.
2. Учим ребенка не бояться водыБольшинство упражнений в обучении детей плаванию выполняется в форме игры. Если ребенок смелый и не боится зайти в воду, берем его за руку и заходим с ним вместе на глубину ему по пояс. Упражнение «Морской бой». Встаем лицом друг к другу и, загребая воду ладонями, брызгаем друг на друга. Выигрывает тот, кто заставит другого отступить. Эта игра учит ребенка тому, чтобы он не боялся попадания воды на лицо. Играем в «Перегонки». На расстоянии 3-4 метров от берега в воду положим плавающие игрушки. Затем становимся с ребенком на берегу лицом к воде и по сигналу бежим к игрушкам, берем по одной и возвращаемся на берег. Выигрывает тот, кто больше собрал игрушек. Цель – научить ребенка правильно передвигаться в воде, помогая себе руками (делая гребки вокруг тела). Учим ребенка погружаться в воду с головой. Играем в «Насос». Глубина воды должна доходить ребенку до груди. Просим его сделать вдох, погрузить лицо в воду и сделать выдох. Глаза могут быть закрыты. После небольшой тренировки берем ребенка за руки и становимся лицом друг к другу. Затем, попеременно приседая, погружаемся в воду с головой, задерживая дыхание, и делаем в воде полный выдох. Учим ребенка погружаться в воду с открытыми глазами. Играем в «Смелые ребята». Становимся лицом друг к другу и беремся за руки. После этого по команде вместе с ребенком погружаемся в воду с открытыми глазами. Для контроля можно предложить сосчитать, сколько пальцев у вас на руке, разглядеть какой-либо предмет в воде (например, найти и достать со дна игрушку, которую вы положили). Выполняем упражнение на всплывание. «Поплавок» или поза «Медузы». Выполняется без помощи взрослого. Глубина воды должна доходить ребенку до груди. Просим его сделать вдох, присесть, руками обхватить колени, а подбородок прижать к груди, задержать на 10-15 секунд дыхание. При этом за счет выталкивающей силы (в легких воздух) тело начнет спиной всплывать на поверхность, как поплавок. Проделываем это несколько раз. После этого усложняем упражнение. Как только тело всплывет, просим ребенка вытянуть руки и ноги и несколько секунд полежать на воде. Голова обязательно должна находиться в воде, лицо опущено вниз. Это упражнение учит ребенка пониманию того, что при наличии воздуха в легких, его тело всплывает, и он может спокойно держаться на воде.
3. Учим ребенка скользить по воде на груди. Упражнения для скольжения С помощью этих упражнений учим принимать правильное исходное положение для выполнения скользящих движений. Сделав глубокий вдох и оттолкнувшись ногами, ребенок скользит по поверхности воды до полной остановки. Дыхание нужно задержать до конца упражнения. Голова опущена в воду, туловище, руки, ноги и стопы выпрямлены.
Все упражнения выполняются лицом или боком к берегу.
1. Глубина воды ребенку по грудь. Вы стоите сзади его. Ребенок поднимает руки вверх и накладывает ладонь одной руки на другую. Затем, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, наклоняется вперед так, чтобы его голова, плечи и руки, вытянутые над головой, оказались в воде, и, стоя на одной ноге, другой своей ногой отталкивается от ваших коленей и скользит по поверхности до полной остановки. Обратите внимание, голова должна быть в воде лицом вниз.
1. Глубина воды ребенку по грудь. Вы стоите сзади его. Ребенок поднимает руки вверх и накладывает ладонь одной руки на другую. Затем, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, наклоняется вперед так, чтобы его голова, плечи и руки, вытянутые над головой, оказались в воде, и, стоя на одной ноге, другой своей ногой отталкивается от ваших коленей и скользит по поверхности до полной остановки. Обратите внимание, голова должна быть в воде лицом вниз.
2. То же упражнение, только без помощи взрослого. Называется «Стрела». Ребенок заходит в воду по грудь, делает глубокий вдох, задерживает дыхание и, вытянув руки вперед как можно дальше, отталкивается от дна ногами. При правильном выполнении упражнения ребенок должен проскользить на груди несколько метров.
4. Отрабатываем элементы плавательных движений. Упражнение выполняется на мелком месте у берега, у самой кромки воды, где ребенок может выполнить упор лежа. Ноги ребенка должны быть вытянуты, плечи в воде, голова над водой. Обратите внимание на стопы. Они тоже должны быть в идеале прямыми. Ноги в коленях также не должны сгибаться. В таком положении ребенок начинает работать ногами вверх-вниз. Затем, не прекращая работу ногами, начинает выполнять дыхательные упражнения – глубокий вдох и выдох в воду. Повторяем упражнение скольжения по воде с отталкиванием согнутой в колене ногой ребенка от колен взрослого, но с участием в движении вверх-вниз его ног, как в предыдущем упражнении. Обратите внимание, что в процессе скольжения голова должна быть опущена в воду лицом вниз и поднимается только для вдоха. Затем снова опускается и делается выдох в воду. Повторяем упражнение «Стрела», но с движением ног, как в предыдущем упражнении.
5. Подключаем руки.
Выполняем следующие упражнения.1. Ребенок стоит в воде. Вода ему по грудь. Он наклоняется вперед так, чтобы его плечи и подбородок находились в воде, и начинает совершать гребки руками сверху вниз. Особенно необходимо следить за правильным входом рук в воду. При взмахе над водой рука слегка сгибается в локтевом суставе, а гребок совершается прямой рукой. Сначала в воду входят кисть и предплечье, затем локоть и плечо. Кисти рук, пальцы и ладонь должны представлять единую опору. При выполнении гребка рука проходит под животом до бедра. Завершая гребок, ребенок поворачивает лицо вбок в сторону гребковой руки. Шея и голова являются осью вращения. После поворота головы рот ребенка оказывается над поверхностью воды, и он может сделать вдох. Выдох делается в воду в процессе гребкового движения другой руки. Затем процесс повторяется. Следим и помогаем ему правильно выполнять последовательность выполнения элементов упражнения, добиваясь синхронизации: гребок правой рукой, поворот головы – вдох; гребок левой рукой, поворот головы лицом вниз – выдох в воду. Повторяем упражнение 10-15 раз.
2. Вода чуть выше пояса. Ребенок делает глубокий вдох и ложится животом вниз на воду, вытянув ноги, а также выпрямив руки за головой. Голова опущена в воду, лицом вниз. Поддерживаем его за ладони своими руками. Он начинает работать ногами и поочередно выполнять гребковые движения руками, делая вдох и выдох, как в предыдущем упражнении (плывет «кролем» на груди). Мы медленно отходим назад, помогая ему плыть. Следим за синхронизацией движений рук и ног, за дыханием.
6. Отправляем в «самостоятельное плавание»
Позволяем ребенку от нас «оттолкнуться» и следим, способен ли он самостоятельно проплыть несколько метров. Если у него это получается, значит, цель обучения достигнута. Он научился держаться на воде и немного плавать. Если же для него способ плавания кролем на груди окажется слишком сложным, то можно обучить облегченным способам плавания.
Позволяем ребенку от нас «оттолкнуться» и следим, способен ли он самостоятельно проплыть несколько метров. Если у него это получается, значит, цель обучения достигнута. Он научился держаться на воде и немного плавать. Если же для него способ плавания кролем на груди окажется слишком сложным, то можно обучить облегченным способам плавания.
7. Облегченные способы плавания
Вариант № 1. Ноги двигаются, как при плавании кролем на груди, руки прямые и двигаются одновременно вниз до бедер. Для выполнения этого варианта ребенок сначала скользит в воде с вытянутыми вперед руками. Ладони обращены вниз, лицо опущено в воду, ноги вытянуты. После скольжения он начинает работать, как при плавании кролем на груди, затем начинает прямыми руками одновременно делать гребок вниз и назад к бедрам. Выдох в воду производится, когда руки достигают вертикального положения. Вдох выполняется, когда гребок завершается и голова оказывается на поверхности воды. Затем цикл движений повторяется.Вариант № 2. Движение ног, как при плавании кролем на груди, руки прямые и двигаются одновременно через стороны от бедер. Ребенок начинает работу сначала ногами, а затем прямыми руками одновременно делает гребок через стороны к бедрам. Выдох в воду выполняется при погружении рук в воду, вдох – при подъеме головы из воды. Затем цикл движений повторяется. Руки работают, как при плавании брассом. В последующем ребенок сам разовьет и усовершенствует приобретенные знания и навыки. А самое главное – возможно, они ему помогут сохранить здоровье и жизнь в какой-либо чрезвычайной ситуации, связанной с его пребыванием на том или ином водоеме.
Автор статьи: Николай Смирнов
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ и выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении) или под счёт до 5 на начальном этапе, затем постепенно увеличивая длительность выполнения.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Использованы материалы О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьевой.