Душа, в которой отсутствует мудрость - мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь. Aбу-ль-Фарадж.

5-6 лет





Советы логопеда
 Октябрь
(старшая группа)
Дети должны знать:

·      «Овощи. Фрукты». Названия овощей, фруктов, где они растут, как за ними ухаживают, что из них готовят, что в них много витаминов. Лексический материал: овощи, фрукты, их цвет, форма, вкус; урожай, грядки, огород, в земле, на земле; расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители.  
·      «Грибы. Ягоды. Деревья» Названия грибов, ягод, где они растут, что из них готовят, съедобные/несъедобные. Названия деревьев, строение дерева, изменения его в зависимости от времени года, для чего нужны деревья.  Лексический материал: белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, мухомор, бледная поганка. Дуб, береза, липа, рябина, клен, ель, сосна; деревья, кустарник, трава, цветы; крона, ветки, ствол, корень, листья, листва; набухает, лопается, растет, опадает, листопад; березовый, дубовый и т.д.
·      «Перелетные птицы. Домашние птицы» Названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью улетают. Лексический материал: утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; перья; гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке; корм, кормушка; щебтать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать.
·      «Одежда и обувь» Название и основные виды одежды, её части, кто шьет одежду и из чего; обувь и её виды, кто и из чего делает обувь.
·      «Игрушки» Названия игрушек, из чего они сделаны, как с ними обращаться.

Дети должны уметь:
    
·      Игры: «Назови ласково»:
Огурец – огурчик;
Яблоко – яблочко;
·      «Что приготовим?» из картошки – картофельное пюре и т.д.
·       «Один - много» это лимон, а это лимоны.
·      «Почему так называется?» Подберезовик, подосиновик, сыроежка, белый гриб, мухомор, бледная поганка.
·      «Соберем гербарий»: сорву с дуба дубовый лист и т.д «Что около?» Подберезовик около березы и т.п.
·      «Живой - неживой» Дифференциация вопросов: «Что это? – Кто это?».
·      «Как улетают птицы?» Гуси, утки, лебеди – вереницей; журавли – клином; ласточки, грачи, скворцы – стаей; кукушки - поодиночке.
·      «Какая?» кофта – вязаная, шерстяная, красная, теплая, нарядная и т.п.
·      «Что у кого?» У мальчика – рубашка, а у девочки – платье и т.д.
·      «Скажи наоборот». Детский – взрослый, короткий – длинный, сухой – мокрый, мягкий – жесткий и т.п.
·      «Из чего сделана игрушка?» машина сделана из железа, она – железная и т.д.
·      «Исправь ошибку». Взрослый говорит неправильное ударение, дети исправляют: кофточка, сарафан, рубашка, платье, фартук, брюки, шарфик и т.д.
·      «С какой игрушкой ты играл?»
Составлять рассказ-описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»:
«Помидор – это овощ, а яблоко – это фрукт. Помидор растет на грядке, а яблоко – на дереве. Помидор – круглый, красный, мягкий, кисло-сладкий. Яблоко – круглое, зеленое, твердое, сладкое. Из помидора делают салат, сок, соус. А из яблока – пюре, компот, повидло, варенье».
Использованы материалы Смирновой Л.Н.



Ноябрь

Дети должны знать:

·      «Профессии». Названия основных профессий и предметов – помощников; для чего нужны эти профессии. Лексический материал: шофер, учитель, врач, повар, летчик, портниха; учить, лечить, варить; градусник, ножницы и т.д.

·      «Зимующие птицы». Названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью не улетают на юг. Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока; кормушка, корм, скворечник; зимующая, клевать, каркать и т.п.

·      «Дикие животные» Основные названия животных и их детенышей; части  их тела, чем оно покрыто, как передвигаются, чем питаются, где живут. Лексический материал: хищники, травоядные; лиса, волк, медведь, медвежонок, лось, белка, еж, заяц; шкура; нора, логово, берлога, дупло, норка.



Дети должны уметь:

·      Игры «Кто что делает?»

Шофер/водитель водит машину, перевозит грузы.

Учитель учит детей считать, писать, читать.

Повар готовит завтрак, обед, ужин.

Врач лечит, ставит градусник, назначает лечение, выписывает лекарства, уколы и т.д.

·      «Кому это нужно?» Усвоение категории Дательного падежа по тематическим признакам:

Ножницы нужны (кому?) портнихе.

Градусник нужен (кому?) врачу.

·      «Исправь ошибку»

Повар лечит, а врач готовит.

Маляр рисует, а художник красит.

Летчик ездит, а шофер летает и т.д.

·      «Каких птиц много на дереве?» Усвоение категории Родительного падежа множественного числа.

На дереве много сорок.

На дереве много дятлов.

На дереве много ворон и т.д.

·      «Что у кого?» Назвать и рассказать о частях тела того или иного животного.

·      «Кто кем будет?» Ежонок будет ежом.

Лисенок будет лисой.

Волчонок будет волком.

Лосенок будет лосем.

Барсучонок будет барсуком и т.п.

·      «Угадай и повтори»

Злой, голодный, серый … (волк).

Трусливый, длинноухий, серый … (заяц).

Хитрая, рыжая, хищная … (лиса).

Маленькая, быстрая, запасливая … (белка).

Большой, бурый, неуклюжий … (медведь).

Рога ветвистые, большой, копыта быстрые … (лось).



Декабрь

Дети должны знать:

·      «Зима». Основные признаки зимы. Как и когда она наступает. Наблюдение  за деревьями и свойствами снега. Лексический материал: зима, снег, снежинки, метель, вьюга, пурга, лед, сосульки, холод; замерзать, кружиться; пушистый, колючий, ледяной и т.д.

·      «Зимние забавы». Какие они бывают, чем похожи и чем отличаются. Лексический материал: санки, ледянки, лыжи, коньки; горка, каток и т.д.

·      «Домашние животные». Названия домашних животных и их детенышей, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят. Лексический материал: животные, их виды, части тела; детёныш, котенок; конура, коровник, конюшня, овчарня; ржать, лаять, лакать, мычать, блеять, жевать.

·      «Новый год». Особенности праздника (бывает зимой, наряжают ёлку, дети надевают маски и костюмы, приходят Дед Мороз со Снегурочкой, приносят подарки и т. д.) Лексический материал: Новый год, новогодний праздник, маскарад, маски, костюмы, нарядная ёлка, хоровод, пляски.

 Дети должны уметь:

·      Игры «Где это бывает?» Усвоение категории предложного падежа с предлогом НА.

Где лежит снежинка?

Где слепили снеговика?

Где висит сосулька?

Где замёрз лед?

Где стоят санки?

Где катаются дети?

Где висит игрушка?

·      Игра «Что значит?»

Вьюга – несильный ветер со снегом.

Метель – сильный ветер со снегом.

Пурга – очень сильный ветер и снег.

Снегопад – идет много снега.

Гололед – вчера была оттепель, снег растаял и превратился в воду, а сегодня – мороз, вода замерзла и превратилась в лёд.

·      Игры «Что делает?»  Взрослый называет. Дети находят подходящие по смыслу слова и повторяют их.

Снежинка  тает, горит, падает, идет, ложится, кружится, ежится, вьется, воет, стучится.

Лед  трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывет, говорит, тонет, хрустит, идет, ежится.

·      Игры «Кто кем был?»  Собака была щенком.

Лошадь – жеребёнком. Корова – телёнком. Свинья – поросенком. Курица – цыпленком. Кошка – котенком. Овца – ягненком. Коза – козленком.
Использованы материалы Смирновой Л.Н., Петровой Т.И.
 Январь
Дети должны знать:

·      «Дикие и домашние животные». Основные названия животных и их детенышей; части  их тела, чем оно покрыто, как передвигаются, чем питаются, где живут. Лексический материал: хищники, травоядные; лиса, волк, медведь, медвежонок, лось, белка, еж, заяц; шкура; нора, логово, берлога, дупло, норка.  Названия домашних животных и их детенышей, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят. Лексический материал: животные, их виды, части тела; детёныш, котенок; конура, коровник, конюшня, овчарня; ржать, лаять, лакать, мычать, блеять, жевать.

·      «Рыбы». Названия рыб, из каких частей состоит их тело; где живут, чем питаются; какую пользу приносят. Лексический материал: рыбы, их виды, части тела, плавники, хвост, чешуя, жабры; икра, малёк; аквариум, корм; плавать, нырять, выныривать, плещется.

·      «Комнатные растения». Названия растений, из каких частей состоит, как питаются, растут, почему могут погибнуть. Лексический материал: комнатные растения, их виды, части растений, почва, вода, семена, корни, росток, стебель, листья, бутон, цветок, аромат; сажать, поливать, рыхлить, опрыскивать, наблюдать.

Дети должны уметь: дифференцировать домашних и диких животных, составлять рассказ – описание.

·      Викторина «Вопросы - ответы». Взрослый показывает картинки и задаёт вопросы: - Кто это? Назовите части тела.

– Это домашнее или дикое животное? Где живёт? Как называется его дом? Чем питается? Как называют детенышей этого животного?

·      «Назови членов семьи»: заяц – зайчиха – зайчонок бык – корова – теленок и т.д.  

·       «Четвёртый лишний». Ребёнок повторяет цепочку слов и называет лишнее животное, объясняя почему именно это лишнее: волк-лиса-ёж-кошка, овца-лошадь-лось-свинья и т.д.

·      «Чей? Чья? Чьи?» Хвост у рыбы чей? (Рыбий). Чешуя чья? (Рыбья). Плавники чьи? (Рыбьи) и т.д.

·      Составление короткого рассказа-сравнения «Щука и гуппи».

«Щука - хищная,зубастая, а гуппи – беззубая. Щука живёт в реке,озере, а гуппи – в аквариуме. Щука большая, а гуппи маленькая». И т.д.

·      «Что с чем рядом?»: бегония, герань (пеларгония), гибискус (китайская роза), глоксиния (синнингия), каланхоэ, кливия (кафрская лилия, выскочка), маранта, сансевиерия (тещин язык), сенполия (африканская фиалка), спатифиллюм (растение-парус), фикус, хлорофитум (растение-паук) и т.д. Бегония рядом с сансевиерией, а сенполия рядом с каланхоэ. Фикус рядом с геранью и кливией.

·      «Какое слово длиннее?» фикус – сансевиерия, бегония – герань, гибискус – кливия и т.д. Использованы материалы Смирновой Л.Н., Петровой Т.И.

Февраль
Дети должны знать:

·      «Транспорт». Основные виды транспорта, его назначение (перевозит людей и грузы), кто управляет транспортом. Лексический материал: автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль; части машины, самолёта; машинист, летчик, водитель. 

·      «Наши защитники». Названия разных видов войск, где располагаются войска, их форменные отличия; из каких частей состоит солдатская форма; какое вооружение имеют. Лексический материал: армия, солдат, танкист, матрос, лётчик, пограничник; собака, ружьё, автомат, пушка, танк, корабль, подводная лодка, самолёт, ракета; искать, находить, защищать, ехать, плыть, нырять, летать.

·      «Моя семья». Названия близких родственников, членов семьи, из кого состоит семья, чем отличается семья от группы людей. Лексический материал: мама, папа, ребёнок, дети, сестра, брат, бабушка, дедушка, тётя, дядя, семья, родственники; старший, средний, младший; старше, младше; любовь, забота, взаимная поддержка, ответственность, помощь, радость, счастье; любить, думать, заботиться, отвечать, помогать, оберегать, радоваться.

Дети должны уметь:

·      «Скажи наоборот, о чем можно так сказать?»:

Отъехал – подъехал; въехал – съехал; выехал – заехал; отъехал – подъехал;  улетел – прилетел; вылетел – залетел; взлетел – приземлился; заплыл – выплыл; уплыл – приплыл; укатил – прикатил.

·      «Скажи правильно»:

машина (ехать); самолет (лететь); корабль (плыть); поезд (гудеть); троллейбус (идти); автобус (сигналить); трамвай (звенеть).

·      «Продолжи фразу»:

1.  Я шел сегодня в детский сад пешком, потому что…

2.  Очень люблю добираться до детского сада на автобусе, так как…

3.  Я живу очень далеко и…

4.  Меня возит папа на машине, так как…

5.  Часто мне приходится добираться на разных видах транспорта…

6.  Мы живем близко от детского сада и поэтому…

·      «Кем ты будешь?»:

«Я буду моряком, а ты танкистом».

·      «Кто и где защищает нашу Родину?»:

Летчик на самолете защищает нашу страну в воздухе.

Моряк на корабле защищает нашу страну на море.

Танкист на танке защищает нашу страну на земле.

·      «Кто старше?»

Кто самый старший?     Кто самый младший?

Кто младше бабушки?    Кто старше мамы?

Кто младше мамы?         Кто старше дочки?  И т.д.
    

Март

 Дети должны знать:
   
       Сегодня мамин праздник, 
       Сегодня женский день!
       Я знаю, любит мама гвоздику и сирень,
                       Но нет у нас гвоздики, сирени не достать,
                       А можно на листочке цветы нарисовать.
                       Приклею я картинку над маминым столом
                       И маму дорогую поздравлю с женским днём! 

·      «8 Марта».  «Мой дом». Названия основных частей дома; на каком этаже они живут. Лексический материал: дом, этаж, лифт, лестница, ступенька, крыша, стена, труба, пол, потолок, дверь, окно, комната, балкон; вход/выход; большой, маленький, высокий, высокий, низкий, кирпичный, деревянный, каменный, новый, старый, многоэтажный, красивый и т.д.
·      «Мой город». Что такое город, его особенности, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны, кто их строит. Лексический материал: город, деревня, поселок, улица, бульвар, проспект, площадь, перекресток, магазин, кинотеатр, школа, завод и т.д.
·      «Мебель». Названия основных видов мебели и её частей. Лексический материал: виды мебели; части стола, стула, кресла; мягкая; расставлять, передвигать; фабрика, столяр. «Бытовая техника».
·       «Посуда». Названия основных видов посуды. «Продукты». Классификация продуктов питания.
·      «Весна шагает по планете». Когда наступает весна, её основные признаки. Лексический материал: весна, солнышко, проталина, ручьи, почки; теплее, ярче; пригреть, таять, журчать, набухать, прилетать.
Дети должны уметь:
Игры: «Какой – какая?»:
 Дом из брёвен. Какой? (бревенчатый).
 Дом из камня. Какой? ...
 Дом из кирпича. Какой? …
 Крыша из железа. Какая? …
 Окна из стекла. Какие? …
 Фундамент из цемента. Какой? …
 Пол из дерева. Какой? …
 Труба из кирпича. Какая? …
«Что есть в доме?»: (комнаты, окна, стены, потолки, двери, этажи). Игра сопровождается составлением предложений.
«Один - одна»: диван - кровать, стул – полка, шкаф – скамейка.
 «Что с чем и с кем «дружит»?» Дети должны дать полный ответ:
Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?
Стол «дружит» с креслом или тестом?
Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?
Кресло «дружит» с диваном или Иваном?
Сервант «дружит» с Людой или посудой?
Полки «дружат» с книжкой или крышкой?
Табурет «дружит» со стулом или мулом?
Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?
«Повтори слова»: шкаф – шкафчик – шкафчики;
                               стол – столик – столики;
                               стул – стульчик – стульчики и т.д.
·      «Угадай слово по первому слогу»: пол…(ка), двер…(ка).
·      Подбирать подходящие прилагательные к существительным.
·      Составлять рассказ - описание о предмете: к чему относится, из чего сделан, из чего состоит, как используется. «Стул – это предмет мебели. Он сделан из дерева и состоит из: сиденья, спинки, четырёх ножек. На стуле сидят».
·      «Куда спрятались игрушки?»: закрепление употребления предлогов в, на, с, из, по, над, под, за, перед, около, возле.
«Где ты живешь?» Ребенок называет свой адрес (улицу, номер дома и квартира, этаж); рассказывает, какие учреждения находятся рядом с его домом.
«Чего не бывает?» Стола без крышки, стула без спинки, дивана без сиденья, шкафа без дверцы и т.д.
«Исправь ошибку»: у стула – крышка; у дивана – экран; у телевизора – спинка и т.д.
«Что для супа, что для компота?» Ребенок называет посуду и овощи или фрукты, необходимые для приготовления.
«Чем угостишь друга?» Усвоение категории творительного падежа.
«Я угощу …»
«Почему?» Составление предложений с союзом потому что.
Почему тает снег?
Почему бегут ручьи?
Почему прилетают птицы?
Почему набухают почки?
Почему появляются насекомые? И т.д.
«Скажи правильно»: Трещит лед или ледоход?
Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи?
Прилетают насекомые или птицы?
Набухают почки или листочки?

Дети должны уметь:
    
 - Весной не бывает метели, листопада, вьюги и т.д.
 * «Почему?»: составлять предложения с союзом потому что.
- Почему снег тает?
- Почему бегут ручьи?
- Почему набухают почки?
- Почему прилетают птицы?
- Почему появляются насекомые?  
 «Скажи правильно»: Дети должны дать полный ответ:
Распускаются листочки или цветочки?
Порхают птички или лисички?
Тает снежинка или слезинка?
Журчат ручьи или грачи?
Набухают почки или листочки?
Прилетают насекомые или птицы?
 - Моя мама …(Добрая, ласковая, умная, нежная, любящая, трудолюбивая, хозяйственная, весёлая, заботливая, красивая, дорогая и т.д.)
День -…,
Солнце -…,
Лучи -…,
Небо -…,
Ручьи -…,
Погода -…,
Листва -…,
Цветы -…
Весною солнце светит ярко и …
В лесу появились …
Птицы весной спешат …
Люди с ранней весны …
Множество изменений произошло …
Деревья примеряют обновку …
Прилетели первые …
Снег растаял, снег растаял, это новость непростая,
Это значит – наступает настоящая весна!
    Ребенок не хочет делиться.Когда в семье несколько детей, нередко возникает проблема «собственности». Когда разница между детьми небольшая: старшему 2-4 года, а малышу, например 6-8 месяцев, младший стремиться воспользоваться игрушками братика или сестры, которые не хотят делиться. Младший не может попросить, а старший не понимает, что нужно делиться или не хочет отдавать. Между детьми возникает борьба характеров.Как бы сложно не было родителям в этот период, ссоры между детьми вносят свою лепту в процессы познания ребенка. Вам не нужно страшиться этих моментов и считать, что ваши дети слишком капризные и тому подобное. Отбирая друг у друга игрушки, карапузы учатся делиться дорогими им вещами, уживаться вместе в одном пространстве, начинают понимать, что родители принадлежат им обоим. При вашем непосредственном участии дети постигают науку разрешения конфликтов.
Первая ступень. Вы должны снизить вероятность возникновения ссор.
- Разделите со старшим ребенком игрушки на те, которые ему особенно дороги (№1), и он не отдал бы поиграть малышу, и те которые можно взять поиграть (№2).
- Сделайте так, чтобы с игрушками №1 ребенок играл вне зоны досягаемости малыша. Например, за столом или на кровати, или в другой комнате, или пока младший ребенок спит.- Игрушки, которые малыш может легко сломать, спрячьте сами (так как это небезопасно).Однако, первая ступень не поможет вам избежать конфликтов, только снизит их количество.
Вторая ступень. Когда происходит ссора, нужно успокоить детей, затем поговорить со старшим ребенком, объяснить, что малыш тянется к игрушкам из любопытства, а не для того, чтобы разозлить. Помогите старшему разобраться в причинах его настроения, в том, что вызывает его гнев. Да, делиться трудно, но жадиной быть плохо, ведь тогда и с тобой, никто не будет делиться. Научившись понимать и ставить себя на место другого, ребенок будет готов к 3 ступени – поиску решения.
Третья ступень. Поищите с детьми различные способы решения проблемы, дайте несколько своих вариантов, но, что более важно, пусть ребенок придумает свои выходы из конфликтной ситуации. Чем больше он будет вовлечен в этот процесс, тем больше вероятности, что с его стороны будет правильная реакция во время ссоры, он сможет сам все решить без криков и слез. Пример возможного решения: Малыш схватил мяч, с которым играет старший ребенок. Более взрослый в данной ситуации берет другой мяч и отдает его малышу.Старшему ребенку также необходимо научиться отказывать малышу спокойно.Оба ребенка должны иметь возможность иногда играть отдельно, но им также необходимо научиться играть друг с другом. Можно все устроить таким образом, что дети будут проводить время вместе, при этом занимаясь различными видами деятельности. Например, пока вы читаете книжку малышу, старший ребенок занят своей игрой. Чтобы дети привыкли что-то делать вместе, вы можете присоединиться к ним и поиграть втроем. В общем, существует масса возможностей. Дети могут вместе музицировать, играя на маракасах или ксилофоне, в машине они могут строить друг другу смешные рожицы, дома играть в прятки и т.п.
© Ирина Вопнярская 
«Дети. От рождения и раньше до 18 лет и позже»
Ирина Вопнярская и Елена Бык Из выпуска от 25-01-2011 рассылки «Дети. От рождения и раньше до 18 лет и позже» 

   Апрель 
Дети должны знать:
• «Насекомые». Основные названия насекомых (стрекоза, бабочка, кузнечик, гусеница, муха, комар, пчела, оса, жук, муравей); где они живут (улей, муравейник), чем питаются (другими насекомыми, пыльцой цветов), для чего они нужны (входят в пищевую цепь других животных), что делают (летают, прыгают, ползают, грызут). • Считалки: Стреко-стреко-стрекоза, Изумрудные глаза,
Крылья быстро разверни,
Круг наш быстро облети!
Жил за печкою сверчок,
Каблучками чок да чок,
Но сломался каблучок,
И за печкою – молчок.
• «Объясни, почему мы так говорим»: «Апрель с водой, май с травой». (Если зимой было много снега, а ранней весной были дожди, то будет много воды, она пропитает хорошо землю: значит, будет хороший урожай трав – корма для животных и будет много хлеба.)
• Подобрать слова – ассоциации (что представилось, когда услышали это слово):
- солнце – тепло, подснежник, ручьи, скворцы, жуки.

Дети должны уметь:

• Отвечать на вопрос игры: «Куда спрятались насекомые?» употребление предлога под.
Все насекомые спрятались. Давайте попробуем их отыскать. Жук спрятался под веточку. Бабочка спряталась под цветок и т. д. (под сучок, под листок, под травинку, под пенек).
• «Четвертый лишний»:
- муха, муравей, грач, пчела;
- стрекоза, жук, гусеница, собака;
- комар, кузнечик, бабочка, белка и т.д.
*«Назови ласково»:
 - Бабочка желтень...;
 - муравей чернень...;
 - божья коровка краснень...;
 - кузнечик зеленень...;
 - бабочка белень...;
 - комар серень...;
 - жук синень...;
 - оса полосатень...;
• «Сороконожка». Составлять рассказ:
- «Жила – была сороконожка. Собралась она в гости. Выглянула в окошко. А на улице дождь идет. Решила сороконожка…»
* Отхлопать каждый слог скороговорки:
Слишком много ножек у сороконожек.
• Рассказывать стихотворение:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся –
Взвился вверх и полетел.
М.Леонова

РУБРИКА "ЗАМАНЧИВЫЙ РУССКИЙ"
АРБУЗ У ЗУБРА или игра слов!
Приветсвую Вас, дорогие мои !Многие из нас даже и не подозревают об удивительных возможностях русского языка. Сегодня мы откроем одну из них.
***ПАЛИНДРОМ****************************************************
"АРБУЗ У ЗУБРА!" Что же удивительного в этой фразе? Даю Вам время подумать...Ну что, догадались?Нет? Тогда попробуйте прочитать эту фразу с конца!
Что получилось?
Удивительно, но это опять "АРБУЗ У ЗУБРА!"
Фразы, которые читаются как слева-направо, так и справа-налево и сохраняют при этом один и тот же смысл, называются перевертышами, зеркальными фразами или по-научному ПАЛИНДРОМАМИ.
Палиндром - слово греческого происхождения. Дословно означает "бегу назад".Еще примеры палиндромов:
Ася, молоко около мяса.
А роза упала на лапу Азору.
Бел хлеб.
У лип Леша нашел пилу.
Если слово или фраза читаема в обратном порядке, но при этом смысл меняется, то мы дело имеем с ПАЛИНДРОМНЫМ ОБОРОТНЕМ.
Например:скелет - телекс
воз - зов
марш - шрам
срам - марс
морг - гром
клещ - щелк
***КРУГОВЕРТЕНЬ**************************************************
Нестандартные палиндромы при обычной записи не являются палиндромами, но становятся ими при записи по кругу.Если фраза, записанная по кругу, при обратном прочтении сохраняет смысл, то это - КРУГОВЕРТЕНЬ.
Например: (жирным выделена буква, с которой надо начинать обратное прочтение).
Браво, Повар! 
Саша, Соне стелет сено.
СЛОГОВЫЙ ПАЛИНДРОМ - фраза читается в обратном порядке не по буквам, а по слогам.

Сы-ро от ро-сы.
Мыш-ка в лес, в ка-мыш.
Subscribe. 


Май




      Дети должны знать:

   

·      «9 Мая. Цветы. Лето» Что означает эта дата, почему должны знать и помнить (война, жизнь, победа, ветераны, память, уважение, «минута молчания», праздник, салют).

·      «Цветы» (растения, мать-и-мачеха, ландыш, тюльпан, ирис, одуванчик, нарцисс, фиалка, незабудка, василек, колокольчик, ромашка);

   из чего состоят (корень, стебель, лист, бутон, цветок);       

   где растут (цветник, сад, клумба, поле, лес, луг);

   что делают (растут, раскрываются, цветут, пахнут,       

   вянут, опадают, засыхают); надо беречь природу.

   Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

   Если я и если ты, если мы сорвем цветы,

   То не будет красоты и не будет доброты!!!

·      «Лето» (когда наступает лето, его признаки, летние забавы детей); солнце, жара, печет, загорать, плескаться, речка, удочка, удить, рыболов, озеро, море, трава, деревья, лес, ягоды, грибы и т.д.

·       «Лето» Е.Трутнева:

Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,

Если утром рано росы гнут травинки до земли,

Если в роще под калиной вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета вся вода в реке до дна,

Значит, это уже лето, значит, кончилась весна!

Дети должны уметь:

    

·      Назови «Что с чем рядом?»: ромашка, мухомор, муравей, береза, бабочка, василек, колокольчик.

·       Составь предложение:

   Вырос, поляне, на, василек.

   На, села, бабочка, цветок.

   Купаются, реке, в, дети.

·      Отвечать на вопрос игры: «Где растут цветы?» употребление предлогов в, на, у, за.

·       «Назови ласково»:

     - Луг - лужок;

     - Поле - полюшко;

     - Клумба - клумбочка;

     - Фиалка - фиалочка;

·       «Скажи наоборот»: яркий – блеклый, крупный – мелкий, живой – искусственный, легкий – тяжелый.

·      «Отгадай загадку»:

 Ах, звоночки, синий цвет!

С язычком, а звону нет. 
(Колокольчики.)

 Стоят в поле сестрички - 
 Желтый глазок, белые реснички.                      

                                                        (Ромашки.)  

                         Солнце печет, липа цветет,

                                      Рожь поспевает,

                                      Когда это бывает?           (Летом.)

·      «Подбор родственных слов»: цветок, роза, василек, поле, лес, солнце, лето и т. д.

·       «Четвертый лишний»:

    - жук, муравей, колокольчик, пчела;

    - береза, фиалка, клен, тополь;

    - мак, ирис, нарцисс, василек,  и т. д.




    Зачем детям домашние животные?
  В детстве я мечтала о домашних животных страстно, отчаянно, буквально до слёз. Причиной была книжка про мальчика и его лучшего друга, собаку породы немецкая овчарка – добрую, большую, ласковую. Потом на детскую психику воздействовали фильмы про колли «Лесси» и сенбернара «Бетховен». Как назло, верными друзьями во всех перечисленных произведениях литературы и кино были не попугаи или хомячки, а громадные собаки. Сейчас я думаю: как можно поступить с родителями так подло, убеждая их детей в необходимости иметь именно такого зверя? Почему не снимают сериалы о трогательной дружбе ребенка с черепашкой или морской свинкой? На что рассчитана такая пропаганда? Мои родители пошли по пути наименьшего сопротивления. И подарили мне попугая. Стандартного, зеленого, волнистого. Попугая я жутко боялась. Родители переживали. Нервная обстановка не лучшим образом воздействовала на птицу: попугай начал клеваться, до крови раздирая пальцы, просовывающие в клетку яблоко или морковь. Когда его выпускали из клетки (размять крылья!), он свирепел и с разгона влетал в волосы зазевавшимся людям. Волосы летели клоками в разные стороны, запутавшаяся птица орала, как ошпаренная: таким образом мы отвадили от дома многих друзей семьи. Следующим этапом птичьего безумства стало разрушение нашей квартиры: попугай в буквальном смысле слова жрал стены, устраивая себе в образовавшихся нишах под потолком гнезда. В открытые окна, к большой досаде родителей, умная птица не улетала. Когда попугай скончался, все вздохнули с облегчением. Однако счастье длилось недолго: вместе с братом мы принесли домой сначала домашнюю крысу, затем кота («он поживет у нас буквально неделю!»), а потом и собаку. Почти овчарку. То есть максимально похожего на мою детскую мечту зверя – самого похожего из всех, кого мы могли найти на городских помойках. Все животные планомерно уничтожали с трудом нажитое имущество, драли обои, писали на ковер, занимали место, которого и без того было немного. Совместное существование с ними сейчас вспоминается мне бесконечной чередой проблем: животное надо выгуливать (а значит, вставать на час раньше и в любую погоду, наскоро одевшись, выходить под дождь и снег), успокаивать, если ночью ему вздумалось полаять (иначе за хозяев это сделают соседи), его надо пристраивать куда-то на время отпуска, покупать ему дорогостоящие корма, лечить, прививать, чесать, мыть…. Но – как назло – моя дочь без ума от собак. Она не замечает более безобидных любимцев вроде попугаев, хомяков и котов, но готова продать душу за пять минут общения с колли или овчаркой. Она встаёт на цыпочки, гладит мохнатую морду кончиками пальцев, затаив дыхание, и, счастливо жмурясь, шепчет: «сябаааааака!». Я смотрю на нее и понимаю, что еще чуть-чуть, и мне придётся держать тот же самый бастион, который не удалось удержать моим родителям. И первой мыслью, которая возникла в моей голове, была, конечно же «Если припрёт, купим ей попугая!». Комментарий специалиста Лидия Геворкян, психолог, кандидат медицинских наук:- Безусловно, наличие домашнего животного, за которым ухаживает сам ребёнок, дисциплинирует его, приучает к порядку (ведь собака может и порвать раскиданные по всей комнате книги!), учит заботиться о живом существе. Есть мнение, что детям, не имеющим братьев или сестёр, стоит покупать животных, так они не вырастут эгоистами. Однако полезно с этой точки зрение животное ТОЛЬКО при условии, что ребёнок сам хочет о нём заботиться. И, главное, психологически и физически готов это делать. Очень часто родители путают истинную потребность ребенка в друге-животном с любопытством. Если ваш малыш никогда не держал на руках кошку, не кидал палку собаке, не водил ее на поводке, не кормил с руки птиц или хомяков, вполне возможно, что за его желанием завести домашнее животное – просто желание познакомиться с ним поближе, узнать живую природу. Поэтому  прежде чем бросаться покупать собак в квартиру, развивайте ребенка – можно ездить на мини-фермы, где есть возможность поиграть с животными (таких сегодня много в ближайшем Подмосковье), в зоопарк, в гости к друзьям, у которых есть звери. Дайте возможность ребёнку на практике узнать, что такое животное – и желание «завести его» может угаснуть само. Иногда для удовлетворения любопытства родители берут на неделю животное у своих друзей – это тоже хороший ход. Важно понимать, что наличие животного дома не является 100%-ой гарантией того, что вы вырастите хорошего и доброго человека. Прежде чем бежать на птичий рынок – задумайтесь, почему так хочет ваш малыш именно этого зверя? Чего ему не хватает? Тактильного контакта? Друзей? Общения? Все эти нехватки можно удовлетворить и иными способами, если у вас нет возможности заводить животное. Автор статьи: Дарья Буравчикова
      Как развить у ребенка внимание?
Кому не знакома эта ситуация: весь вечер вы готовились с ребенком к контрольной, все правила выучили, все примеры разобрали – а в дневнике опять тройка! И ведь теорию он вам вчера повторил, задания из учебника при вас выполнил – а в классе почему-то опять наделал ошибок. Что случилось? Может быть, подвела память? Да нет – вы просите ребенка повторить вам правила и он повторяет. Может, задания оказались непонятными? Тоже непохоже - просматривая контрольную вместе с вами, ребенок видит, какие ошибки допустил, понимает, как нужно было сделать задания правильно. «Почему же ты не сделал на контрольной, как говоришь сейчас?», - спрашиваете вы. А ребенок только пожимает плечами: не знаю, отвлекся, пропустил что-то, не туда посмотрел… Дело здесь не в недостаточной подготовке. Для хорошего результата вашему ребенку не хватило не знаний, а внимания. Психологи определяют внимание как избирательную направленность на тот или иной объект. Если же говорить проще, то внимание это способность сосредоточиться на чем-то, сконцентрироваться, не отвлекаться на посторонние вещи.

Что произошло на контрольной? Выполняя задания, ребенок думал не о них, а о предстоящей перемене, о том, как пройти очередной уровень в компьютерной игре, о вкусных (или невкусных!) пирожках в школьном буфете… Как мы сказали бы в быту, «невнимательность подвела». Конечно, ничего ужасного не произошло – одна тройка еще не конец света. Но всем нам приходилось встречать взрослых людей, не способных сосредоточиться на чем-то одном, выделить главное, отсеять второстепенное. Людей, которые постоянно разбрасываются, берутся за десять дел сразу и не доводят ни одного до конца. Обычно мы не задумываемся о том, что эти взрослые – вчерашние невнимательные школьники, те кто «ловил» на уроках «ворон», смотрел в книгу, а видел… сами знаете что. Как же помочь ребенку стать внимательным, научиться сосредотачиваться на важных вещах? Чтобы развить внимание, нужно тренироваться. Суть тренировок в том, чтобы в течение ограниченного времени методично, не отвлекаясь, выполнять определенное задание. Лучше, если это будет задание из той области, в которой ребенок чаше всего ошибается. Например, если у сына или дочери проблемы с правописанием, попросите его прочесть текст из учебника, подсчитывая количество определенных букв (например, букв А), в каждой строке. Можно выполнять это задание с карандашом – буквы А подчеркивать, а другие, например буквы О, вычеркивать. При этом ребенок должен не только механически «сканировать» текст, но и понимать прочитанное – когда он закончит читать, пусть расскажет вам, о чем говорилось в учебнике. Важно выполнять упражнения регулярно, но так, чтобы они не были ребенку в тягость. Поэтому лучше заранее договориться о том, как часто вы будете заниматься и сколько времени посвящать тренировке. Скажем, упражнение с буквами (иногда его еще называют корректурной пробой) можно выполнять ежедневно по 5 минут. И конечно очень важно отмечать успехи юного интеллектуала: «Молодец! Заметил все буквы А. Ни одной не пропустил!» или «Хороший темп! Сегодня успел выполнить на 5 строк больше, чем вчера!» Обычно ребятам нравится упражнения, напоминающие игру. Так что ваш школьник скорее всего охотно согласится, если вы попросите его найти в следующих предложениях «спрятанные» названия стран и их столиц. Можете даже попробовать сделать это с ним наперегонки!1. Запер утку в сарае - злые люди хотели маленькую птичку мою украсть. 2. Франц и я заключили пари. Жак - свидетель. 3. Кто говорит, что кит айсберг разбил? Не верь папе - кино это. 4. Ира, не уходите, пока что-нибудь не выберете. Герань хотите? 5. Кассир и я нашли без труда маски. 6. На подоконнике стояли настурция и стакан карамели. 7. Соблаговолите подойти к нашей принцессе Ульяне, не то сие будет рассмотрено как укор ея величеству. Вот что спрятано в тексте:1 предложение: Перу – Лима (Запер утку в сарае - злые люди хотели маленькую птичку мою украсть).2. Франция – Париж (Франц и я заключили пари. Жак – свидетель).3. Китай – Пекин (Кто говорит, что кит айсберг разбил? Не верь папе - кино это).4. Иран – Тегеран (Ира, не уходите, пока что-нибудь не выберете. Герань хотите?).5. Сирия – Дамаск (Кассир и я нашли без труда маски).6. Турция – Анкара (На подоконнике стояли настурция и стакан карамели). 7. Сеул – Корея (Соблаговолите подойти к нашей принцессе Ульяне, не то сие будет рассмотрено как укор ея величеству). Работа по развитию внимания – очень благодарная работа. Если выполнять упражнения регулярно, результат скоро заметите и вы, и учителя, и сам ребенок. Ошибок в контрольных станет меньше, оценки улучшатся , - и когда-нибудь ваш ребенок скажет вам спасибо за ваше терпение и настойчивость! «Растим победителей»  Преподаватели президентской школы  Subscribe. Дети 

        Учимся строить диалог.

    Впечатления от повседневного общения с родителями — самый первый, но, пожалуй, самый важный социальный опыт ребенка, который оказывает влияние на все его последующее развитие. Именно поэтому налаживание диалога — взаимодействия между ребенком и матерью или отцом является необходимым условием для нормального и своевременного развития ребенка. Типы воспитания:
Перед тем, как подойти непосредственно к теме нашего разговора, вспомним, что в педагогике выделяют четыре типа воспитания детей: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, и свои последствия в воспитании ребенка. Подумайте, какой стиль общения с ребенком приняли Вы! Диктат — это систематическое подавление взрослыми инициативы ребенка. Результатом приверженности родителей подобной тактике чаще всего является развитие в ребенке сильной реакции сопротивления, если по характеру он склонен к лидерству. Но чаще итогом такого воспитательного процесса оказывается повышенная тревожность, мнительность и неуверенность в себе. При гиперопеке родители ограждают ребенка от забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат в этом случае легко предсказуем — как правило, из такого ребенка вырастает незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни. С другой стороны, задерганный с детства чрезмерной заботой, ребенок сам начинает ощущать себя бессильным в ситуации, требующей от него действия или принятия решения. А бывает и так: приближаясь к подростковому возрасту, ребенок чувствует потребность избавиться от излишней опеки, что в итоге приводит к бунту, протесту. Такой достаточно распространенный сегодня тип семейного воспитания, как невмешательство, строится на признании целесообразности независимого существования взрослых и детей. Тут ребенок предоставлен сам себе. Родители при этом полагают, что так у него развивается самостоятельность и ответственность. Конечно, совершая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять, но этот метод грешит вероятностью развития в ребенке эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей. Не получивший нужной доли родительской заботы и ласки ребенок чувствует себя одиноким, становится недоверчивым. И, наконец, сотрудничество — такой способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение родителей и ребенка общими целями и задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах жизни. Отправной точкой воспитания в данном случае будет слово «мы». В этом случае ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Такую семью объединяют общие ценности и интересы, семейные традиции и эмоциональная потребность друг в друге. Именно «сотрудничество» следует признать наиболее эффективным типом воспитания, благоприятно влияющим на развитие ребенка. Как мы строим диалог со своим ребенком. Очень важный фактор, осложняющий отношения между детьми и родителями, — неумение родителей спокойно и уважительно по отношению к ребенку излагать свои мысли. Нередко взрослые не могут спокойно и четко объяснить ребенку, чего они от него хотят, то есть озвучить ему свои ожидания. При этом они бесконечно его ругают, привлекают посторонних людей, чтобы те внушили сыну или дочери, каким ему (или ей) надо быть. Умение правильно обсудить возникшую проблему с ребенком — это еще один важный момент педагогического искусства родителя, который строит свои отношения с ребенком по принципу сотрудничества. «Это возможно, если с раннего детства устанавливать диалог, а не монолог, — пишет митрополит Антоний Сурожский. — А если ребенок должен быть только ушами, а родители только голосом, то ничего не получается. Но если с самого раннего детства родители проявляли интерес: ты мне интересен! Каждая твоя мысль мне интересна, весь твой опыт и все движения ума и души интересны, объясни, я не понимаю... Беда с родителями в том, что они почти всегда себя ставят в такое положение: я-де понимаю, а ты не понимаешь... А если родители говорили бы (что просто правда): ”Я не понимаю, ты мне объясни”, очень многое могло бы быть объяснено. Потому что дети с готовностью объясняют, что они думают, если не ожидают, что их тут же осадят и докажут, что они неправы». Как создать хорошую основу для диалога? Прежде всего, стать спокойным и уверенным. Сегодня многие родители выглядят подавленными, потерявшими надежду, бессильными. Их поведение зачастую колеблется между властным принуждением, с помощью которого они пытаются «принять меры», и бездеятельной вседозволенностью «демократов», боящихся ограничить «свободу ребенка». Чтобы достичь спокойствия и уверенности, нужно помнить, что вы отвечаете за воспитание, и что ваш долг — передать свои жизненные принципы и ценности детям. Необходимо постараться обрести веру в себя: поймите, что любые крайности родительского воспитания (нервный крик, пассивность) происходят от неуверенности в себе, в своих родительских полномочиях, и что ваш сын (дочь) — самостоятельная личность, на которую невозможно повлиять, если утеряна доверительность отношений. Очень важно быть последовательным в отношениях с детьми. Многие думают, что добьются доверия и любви детей только если будут вести себя с ними «по-дружески». Стать для ребенка другом в какой-то степени, несомненно, хорошо, но следует понимать, что ваша «приятельская» позиция может позволять ему время от времени выходить за рамки «можно» и «нельзя» в ваших отношениях. Приятельские отношения становятся опасными в случаях, когда родитель забывает о своей роли воспитателя: ведь она держится на авторитете. Да и поведение родителя по отношению к ребенку становится в этом случае двусмысленным, нерешительным, непоследовательным, а иногда и детским (мстительность, безответственность, поведение по принципу «назло»). Твердость и последовательность — очень важные родительские качества, приносящие спокойствие, ясность мысли. Быть с детьми твердыми вовсе не означает быть грубыми. Просто человек с детства должен привыкать к тому, что в этом мире есть определенные границы и правила, с которыми нужно считаться. Как можно обучить ребенка ответственности и самостоятельности? Предлагаем Вам придерживаться некоторых простых правил:   • предлагайте понятные и четкие правила: «Делай так, а так не делай», постепенно перекладывая ответственность за исполнение этих правил на самого ребенка;   • допускайте возможность несогласия со стороны ребенка, если при этом он выражает его уважительно по отношению к родителю;  • не выполняйте за него дела, за которые он лично ответственен; • позволяйте ребенку действовать самостоятельно, экспериментировать, но при этом не забывайте, что он должен отвечать за последствия своих решений и исправлять ошибки;
• помогайте ребенку раскрыть свои сильные стороны. Говоря об ошибках и слабых сторонах ребенка, важно не делать далеко идущих выводов, не оскорблять его личность. Человек и его поступок — не одно и то же! Скажите сыну (дочери) о своем недовольстве конкретным поступком, но не обобщайте поступок до личностного уровня, не переходите на оскорбление личности ребенка. Например, не называйте его тупицей за двойку, за запах пива — не пророчьте «алкоголизм». Девочку, которую впервые вечером заметили в компании мальчиков, не называйте тем словом, которым некоторые любящие мамы ругают в подобных случаях своих дочек. Старайтесь не использовать в общении с ребенком иронию и сарказм, не унижать его перед другими людьми, не рассказывать другим о его ошибках. Никогда-никогда-никогда не переходите на уровень личных оскорблений! А теперь — действуйте! Найдите наиболее благоприятное для вас и вашего сына (или дочери) время и обсудите с ним то, что волнует вас. Расскажите о своих чувствах по поводу расстроившей вас ситуации, ни в коем случае не утверждая, что именно таково положение вещей на самом деле. Когда ваш собеседник говорит — внимательно слушайте, не перебивайте, постарайтесь его понять. Главная задача подобного диалога — найти компромиссное решение, научить ребенка переходить на взаимоприемлемую позицию. Автор статьи: Т.Г.Феоктистова Источник: Журнал «Виноград»

Ребенок - левша.

     Вы наблюдали за действиями маленького ребенка? Он за день перебирает десятки предметов, тянет их в рот, бросает, носит с собой. И при этом орудует попеременно то правой, то левой рукой, а то и обеими сразу. Оказывается, что до достижения определенного возраста детям совершенно безразлично, какой рукой пользоваться. А если ребенок отдает предпочтение одной руке и рука эта - левая? "Неужели наш ребенок левша? - задаются родители вопросом и серьезно огорчаются, - ведь большинство людей - правши!" Почему мы не пользуемся одинаково успешно обеими руками и почему предпочтение отдается правой, хотя довольно большому количеству людей удобнее действовать левой? У совсем маленьких детей рукость установить довольно сложно, обычно она проявляется к школьному возрасту. В возрасте от нуля до трех лет количество праворуких увеличивается с 50 до 85 процентов, а к семи годам достигает 95 процентов. Остальные остаются левшами на всю жизнь. Что же порождает леворукость? Возможные причины леворукости: генетическая склонность (при наличии леворукости родственников) и мозговые травмы, полученные при родах (патологическая леворукость). Среди здоровых детей (без патологии мозга) полных левшей нет. Пишущая рука не является определителем рукости. Например, многие пишут, едят и причесываются одной рукой, а зубную щетку и ракетку держат другой. В этом проявляется оценка предпочтений, выявляющих частоту использования одной и другой руки, то есть варьирующий признак: от праворукости через использование обеих рук до леворукости. Анализируя причины возникновения леворукости, нельзя не обратить внимание на ассиметрию полушарий головного мозга. Правое и левое полушария мозга функционируют по-разному, причем у большинства людей левое доминирует над правым, значит правая часть тела более совершенная, лучше приспособленная. У левшей же правая часть мозга преобладает над левой, следовательно, такие люди лучше владеют левой стороной тела. Раньше считалось, что вербализация связана с левым полушарием, а визуальные функции - с правым. Последние специальные исследования доказывают, что оба полушария контролируют речь и пространственное восприятие. Психические процессы также формируют в обоих полушариях как в едином органе. Но несмотря , на это, у людей существует функциональная ассиметрия. Говоря о леворукости, невозможно не коснуться вопроса о насильственном переучении левшей. Особенно старательно пытались это делать воспитатели детского сада и учителя в школе. В процессе переучивания ребенок становится вспыльчивым, раздражительным, беспокойно спит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, вялость, неуверенность в себе. В итоге развиваются невратические реакции и нервные тики, энурез, довольно часто нарушается темп и ритм речи, приводящий к заиканию. Каждый третий ребенок, страдающий дислексией (нарушением способности к чтению), - это переученный левша. Наиболее характерные и загадочные проявления левшей - это зеркальное письмо, оно может быть и у детей с неустойчивым правшеством. При переучивании на правшу у детей наблюдаются трудности формирования пространственных представлений, различия правого и левого. А также верх и низ, вертикальное и горизонтальное - меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности и даже не замечает ее. Однако, у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо. И у левши после овладения обычным письмом внезапно, в момент утомления или невнимательности, может проявиться зеркальное письмо. Полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после десяти - одиннадцати лет. Итак, леворукость - не порок, не дефект, а в каком-то смысле даже и некоторое преимущество. Поскольку огромное большинство людей - правши, то почти все машины, инструменты и приспособления сделаны для них. И им нет необходимости развивать левую. А левша вынужден пользоваться правой рукой и таким образом развивать ее. В результате многие левши могут с одинаковой ловкостью работать обеими руками. Около 4 процентов населения - левши и они имеют одинаковые с правшами психические способности, социальные достижения. У левшей отмечены лучшие, по сравнению с правшами, показатели адаптации к трудным климатическим условиям. "Самые способные" среди леворуких детей, если не вынуждать их переучиваться, могут обнаружить высокие показатели психического развития, математические способности, особые достижения в архитектурной деятельности и проявить необычайные способности в оригинальном художественном и музыкальном творчестве. Многие гении были левшами, например, величайшие скульпторы всех времен - Леонардо да Винчи и Микеланджело; выдающиеся полководцы - Македонский, Наполеон; писатели - Л. Кэрролл, актер Чарли Чаплин; солист группы "Битлз" Пол Маккартни и многие другие. Некоторые из них писали и левой рукой, и зеркально и достигли многого... Кто знает, может это заслуга тех, кто был рядом и не мешал им...Татьяна Леухина

  Как научить ребенка выражать свои мысли? Заставить ребенка думать, правильно формулировать свои мысли и выражать их словами невозможно. Мозг развивается, только решая поставленные перед ним задачи, обыгрывая жизненные ситуации. Мы можем подать пример, разговаривая с ребенком сложно, с использованием большого количества слов, попутно поясняя их значение. Подбирать ему книги и фильмы, окружить интересными вещами. И можем подбрасывать задачи, так же не принуждая их решать, а облекая это в форму игры, активно участвуя самим, увлекая ребенка в интересный мир слов и мысли. Несколько таких игр и хотел сегодня вам предложить. 
 Найди одинаковое. Игра на внимательность, логику и абстрактное мышление. Берутся любые два предмета и по очереди называются их общие черты. Для начала можно брать близкие по параметрам, например, лимон и банан (оба фрукты, съедобны, желтого цвета и т.д.), а потом переходить к более сложным вариантам, не имеющим ничего, на первый взгляд, общего. Например, конфета и кружка. Их сделал человек, обе связаны с едой, поверхность покрыта краской, названия начинаются и заканчиваются на одинаковые буквы и т.п..
Скажи другими словами. Русский язык очень богат и выразить одну и ту же мысль можно по-разному. Простые варианты первыми приходят в голову, но каждый новый вариант обычно сложнее предыдущего.
– Я есть хочу.
– Скажи другими словами.
– Когда мы будем кушать?
– А еще как можно?
– Сударь, когда вы соизволите пригласить нас к столу, а то уже сил нет?
– Давай по-другому.
– Обычно в это время мы ужинаем. Не вижу смысла нарушать эту традицию.
 Сочиняем историю. Для этой игры понадобятся карточки с любыми картинками. Переворачиваем карточки изображением вниз и перемешиваем, как домино. По очереди берем картинку и придумываем предложение, логически связанное с предыдущими. Предложение должно быть сложным по строению и при этом легко визуализируемым. Например, подряд выпали карточки со скамейкой, вороной, девочкой и тучей: «В одном заросшем парке стояла в стороне от центральных дорожек старая деревянная скамейка. Давно уже никто не сидел на ней, и только ворона, живущая на могучей липе по соседству, изредка пролетала мимо. Однажды вечером в этот уголок парка забрела маленькая испуганная девочка. Как только она присела на скамейку, из-за крон деревьев появилась страшная черная туча...»
 Придумай предложение. Берем несколько слов и словосочетаний и пытаемся использовать их в одном предложении. Слова можно выбирать, наугад тыкая пальцем в любую книгу на случайно открытой странице или придумывая их друг для друга. Предположим, вы выбрали «лес, стая птиц, белая береза, мальчик». Получилось: «Стая птиц, крича и нападая, прогнала мальчика от своей любимой белой березы, стоящей на опушке леса». Или: «Мальчик сидел, прислонившись спиной к стволу белой березы, и наблюдал, как над лесом кружится стая птиц». 
 Допиши стихотворение.
Придумайте друг для друга первую строку или возьмите из любого известного детского стихотворения. Уверяю, будете поражены разбушевавшейся фантазией. 
«Зайку бросила хозяйка,
  Мы поймали негодяйку.
  Обливали всю из лейки
  И столкнули со скамейки». 
«Оторвали мишке лапу,
  А пришили медный прут.
  И теперь его соседи
  Терминатором зовут». Дети – продолжение нас, и хочется, чтобы ребенок пошел дальше, был лучше, умнее, успешнее. Пусть так и будет, ведь помочь ему в этом в наших силах. Автор статьи: Олег Михайлец 

     Левой, левой, левой… Эмоциональные упрямцы. Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей:
   Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.
   Часто такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины.У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух. 
Многие из таких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а также имеют трудности с произношением некоторых звуков.
Иногда проблемы возникают с письмом, чтением и математикой. Дети-левши непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда – плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний. Но психологи подчеркивают, что леворукость – это не патология, а индивидуальный вариант нормы. 
Причины различий.
Почему человек становится левшой или правшой? В нашем организме обычно доминирует одно из полушарий мозга. Если левое (оно отвечает за правую часть тела), то такой человек – правша, а если доминирует правая часть мозга, которая отвечает за левую сторону тела, человек становится левшой. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная («стопроцентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1–2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая). Каждое из полушарий мозга отвечает за конкретные способности человека.Отчего он такой? 
Современная наука выделяет четыре основные причины леворукости: 
Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам.
Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Но таким детям придется очень сложно. Ведь им будет одинаково трудно владеть и правой и левой рукой. Могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. На помощь придут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.
«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.
Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает, например, одному из родителей-левшей, и как следствие – леворукость входит в привычку. Почему нельзя переучивать ?Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Мы можем заставить ребенка писать и есть правой рукой, но не в наших силах изменить ведущее полушарие мозга. С какими проблемами можно столкнуться при переучивании маленького левши? Ваш малыш может получить самые разнообразные признаки невроза. Это может быть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание. Эти нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ваш ребенок будет плохо учиться в школе и как следствие – в институте, у него будут проблемы на работе.
  Ищем  подтверждение. Итак, ваш ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой – можно ли по этим признакам назвать его левшой? Если вы ответите положительно, это будет не совсем верно. Ведь настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, левое ухо превосходят правые. Устройте малышу небольшой тест. Итак, с определением руки вы уже справились, ведь малыш берет предметы, пишет и рисует чаще левой рукой. А теперь определим, какое ухо он использует как ведущее. Попросите его взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Посмотрите, к какому уху он их поднесет. Так легко определить и ведущий глаз. Сверните лист бумаги в трубочку и дайте ее малышу в обе руки. Предложите поискать через эту «подзорную трубу» различные предметы. Наверняка лист будет поднесен именно к ведущему глазу. Обратите внимание, на какой ноге малышу удобнее прыгать и какой ногой он бьет по мячу. Эти тесты надо проводить примерно в пять лет, потому что малыши до пяти лет могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки. Помогаем развиваться. Левое полушарие – за: конкретное мышление, математические вычисления, правую руку и правую ногу, речь, правый глаз и правое ухо, чтение и письмо, двигательную сферу. 
Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. В игровой форме это делать сподручнее. Предложите малышу ладошку плотно прижать к столу и по очереди отрывать от поверхности каждый пальчик – пусть пальчики поочередно посмотрят вверх и лягут обратно. Да и любое другое упражнение для развития моторики ребенка, несомненно, пойдет на пользу. Правое полушарие – за: абстрактное мышление, образную память, левую руку и левую ногу, ритм, восприятие музыки, интонации, левый глаз и левое ухо, ориентировку в пространстве, чувственную сферу. Чтобы изучение алфавита давалось легче, стоит опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на вкусный крендель или очки, а «Х» – это шагающий человечек, «Ч» – перевернутый стул. Пусть ребенок сам придумает и другие ассоциации. И так с каждой буквой. Получится забавная и полезная игра. Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. В таких случаях помогут специальные упражнения. Выберите буквы, которые ваш малыш «зеркалит», и сами напишите их в ряд, причем несколько букв в этом ряду пусть будут написаны в неправильную сторону, так, как пишет их обычно ребенок. Пусть он самостоятельно найдет «зеркальные» буквы. Почерк у детей-левшей имеет наклон влево либо может не иметь его совсем. 
Наша справка. До недавнего времени леворукость считалась патологией. Потом опыт показал, что переучивание леворуких детей приводит к существенному ухудшению их психического и физического здоровья. В 1985 г. Министерством здравоохранения, а в 1986 г. Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в Советском Союзе. Международная конфедерация левшей в 1984 г. в знак протеста против переучивания леворуких людей под правосторонний мир провозгласила 13 августа Международным днем левшей. Всевозможные общественные организации левшей мира в этот день устраивают различные акции и праздники, на которых предлагают правшам делать все левой рукой. Важно помнить, что при занятиях, связанных с письмом, у правшей свет должен падать слева, а у левшей – справа. Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки малыша должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони. Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,52 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти и пальцев – вправо). Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди. Автор: Наталья Лили. Оригинал Аргументы и Факты. Subscribe. Дети. 

Популярные сообщения

Гроздочка

Постоянные читатели

Радио для взрослых

Мысли...

Переводчик. Translate

Такие разные

Спасибо за внимание!

Благодарю,пожалуйста картинки