Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ и выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-10 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении) или под счёт до 5 на начальном этапе, затем постепенно увеличивая длительность выполнения.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
ИГРА
«СКАЗОЧКА-УКАЗОЧКА»
|
Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом так, чтобы были хорошо
видны лицо и артикуляционные органы. Здесь уместно провести игру
«Сказочка-указоч- ка», потому что дети не всегда знают название частей лица и
артикуляционных органов. Более того, часто их представления вообще далеки от
действительности.
Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает пальцем
части лица и артикуляционные органы.
|
Не устала ты пока, Покажи, моя
рука: Это — правая щека,
Это — левая щека.
|
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис.
Там — к прогулкам не привык
Робко прячется язык. |
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй, верхняя губа, Здравствуй, нижняя губа, Ты не меньше мне люба!
|
А вокруг-то — целый ряд —
Зубки нижние стоят: Боковые — слева, справа, Впереди — зубов оправа.
|
Есть у губ одна черта —
В них улыбка заперта: Вправо — правый угол рта, Влево — левый угол
рта.
|
Нёбо вместо потолка Есть во рту у языка.
А когда открылся рот, Язычок пошёл вперёд.
|
Интересная картинка:
Есть и кончик, есть и спинка,
Боковые есть края —
Всё про ротик знаю я!
|
В дальнейшем, когда ребёнок правильно выполняет то или иное
упражнение, вы можете заниматься, сидя друг против друга.
Ежедневно выполняются 2—3 упражнения, а по мере их закрепления добавляются
1—2 упражнения. Если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно
хорошо, то новые упражнения не даются, а закрепляется старый материал.
|
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
•
улучшить
кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную
проводимость);
•
улучшить подвижность
артикуляционных органов;
•
укрепить мышечную
систему языка, губ, щёк;
•
научить ребёнка
удерживать определённую артикуляционную позу;
•
увеличить амплитуду
движений;
•
уменьшить спастичность
(напряжённость) артикуляционных органов;
•
подготовить ребёнка
к правильному произношению звуков.
Артикуляционная гимнастика помогает выработать движения
органов артикуляционного аппарата. "Звук представляет собой сложный комплекс
таких кинем, которые легко разъединяются и слагаются в новое единство, так
что из их комбинации может получиться отсутствующий в усваиваемом русском языке
звук... Выработка той или иной кинемы (кинема - движение органа речи при производстве звука) открывает возможность к усвоению всех
звуков, которые не могли быть произнесены ребёнком из-за её отсутствия"(Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи).
Упражнения № 1—15 общей артикуляционной гимнастики рекомендуется выполнять всем детям с любыми недостатками звукопроизношения.
При нарушении звукопроизношения свистящих
звуков [с], [з], [ц] дополнительно
отрабатывается комплекс для подготовки свистящих звуков — это упражнения №
14—23.
Для подготовки артикуляционных органов к постановке шипящих
звуков [ш], [ж], [ч], [щ] мы
предлагаем комплексные упражнения № 24—30.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий