Душа, в которой отсутствует мудрость - мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь. Aбу-ль-Фарадж.

Звуки

После трех уже поздно? «После трех уже поздно» – это название известной книги Масару Ибука. Само название уже содержит смысл книги, но ее стоит прочитать хотя бы для того, чтобы глубже и детальнее понять эту идею, прочувствовать ее. Я абсолютно согласна с М. Ибука, что все будущее ребенка закладывается не просто в детстве, а именно до трех лет. К сожалению, автор больше говорит о том, почему надо усиленно заниматься воспитанием ребенка именно до трех лет, но не очень много сообщает о том, как именно это сделать. Вот некоторые идеи:
Развитие речи. Если вы хотите, чтобы ваш малыш рано и хорошо научился говорить, то вам придется на некоторое время стать попугаем. Пока ребенок еще не говорит, не молчите! Преодолейте свою лень и описывайте все свои действия, описывайте все, что вы видите вокруг. Пример: «Сейчас я накрываю на стол. Видишь, какая у тебя красивая голубая тарелка?» Не говорите с малышом на детском языке. Все эти «сюси-пуси» ему совершенно не нужны. Говорите на нормальном языке, которым вы обычно пользуетесь. Потом малышу будет сложно понять, почему «би-би» надо называть машинкой, и соответственно будет сложно переучиться. Вы должны повторять не только слова, но и целые фразы, пока ваш ребенок их не запомнит и не начнет употреблять в речи. Когда ребенок уже более-менее говорит, он допускает ошибки типа «мой носки», «твоя круг» или «Дядя Толя сказала». Важно не повторять его ошибок вслух, а четко произнести правильный вариант «мои носки», «твои круг», «Дядя Толя сказал».
Опасности вокруг. Точно так же не молчите, если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился распознавать опасности и избегать их в раннем возрасте. Каждый раз, переходя дорогу, твердите: «Дорога – это опасно. Возьми маму за руку. Ты видишь – едет машина? Машина может задавить, и будет очень больно». Да, вы рискуете показаться себе занудой, вам самой будет очень скучно, но вы научите своего ребенка на всю жизнь, как надо переходить дорогу. (Моя дочь в 2 года и 8 месяцев уже сейчас говорит мне каждый раз, когда мы переходим дорогу: «Мама, быстрее, прыгай на тротуар».) Или, например, каждый раз, ставя кружку с горячим чаем на стол, говорите: «Ты видишь, идет пар, значит – горячо. Осторожно, это опасно».
Помощь в домашних делах. Опять же, если вы хотите, чтобы ребенок в будущем вам помогал, то надо начинать действовать в самом раннем возрасте. Бессмысленно оберегать маленьких принцев и принцесс от любой, даже самой несложной работы, а потом удивляться, что они в школьном возрасте не хотят помочь вам помыть посуду. Как только ребенок начинает понимать простые фразы типа «принеси-подай», пора приучать его помогать вам. Можно начать с самого простого: например, попросить отнести какой-нибудь предмет на кухню и выбросить в мусорное ведро. Вот увидите, ребенок будет делать это с удовольствием, потому что для него это игра. Также до трех лет его можно научить убирать свои игрушки в коробку, в шкаф или под диван. Сначала можно убирать игрушки вместе, чтобы ребенок вам помогал. Через несколько дней можно начать убираться вместе, а потом уйти в другую комнату, чтобы малыш закончил дело самостоятельно. Затем можно добиться того, чтобы ребенок убрал игрушки по требованию. При этом можно сказать, например: «Как я буду с тобой рисовать? Здесь такой беспорядок. Нужно убрать игрушки». Когда вы приучите ребенка убирать свои игрушки, он часто будет делать это по своей инициативе. Возможно, сейчас вам проще и быстрее убрать игрушки самой, но в один прекрасный день вам захочется, чтобы ребенок это делал сам, а тогда добиться этого будет значительно труднее. И, естественно, хвалите ребенка, не уставайте повторять: «Ты моя помощница/мой помощник!»
Общение с другими детьми. Учите ребенка, как вести себя с другими детьми. Например, в песочнице внушайте ему идею о том, что надо делиться, иначе с ним никто не будет играть. У всех детей бывает период, когда они не делятся игрушками, но тем не менее, если вы будете разговаривать с ним, объяснять ему, насколько лучше и выгоднее для него делиться, то этот период у него пройдет быстрее.
У вас – свои дела. Ребенок, когда немножко подрастет и будет в состоянии объяснить, чего он хочет, должен понять, что у вас могут быть другие дела, кроме него. Совершенно не обязательно нестись из кухни в комнату по первому зову ребенка (если он, конечно, не хочет есть, пить, спать или в туалет). Если, к примеру, он кричит  вам, чтобы вы с ним порисовали, то вы должны твердо сказать: «Я сейчас занята, я приготовлю еду и приду». Таким образом вы сбережете свои нервы и приучите ребенка к мысли о том, что он – совсем не центр вселенной (к сожалению, ему придется об этом узнать рано или поздно). К тому же ребенок должен уметь играть один и оставаться один, это важно для его умственного развития.
Заключение. Сейчас много говорят о раннем развитии. Мне кажется, важнее всего не то, как рано ребенок научится читать, писать, говорить на иностранных языках, и не то, сколько знаний в него успеют вбить до школы и в школе. Важнее всего – чтобы он рос счастливым и уравновешенным человеком с хорошим характером. Тогда у него в жизни все сложится. Автор статьи: А. Марьина. "ШколаЖизни.ру". Subscribe. Дети 
"Малыши и Речевой слух "
"Плохо говорит...", "Не произносит некоторые звуки...", "Во рту будто каша" - типичные жалобы, с которыми родители приходят к логопеду. На первый взгляд кажется, что эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна и связана она с недоразвитием слухового внимания у ребёнка.
Уже к трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом: прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки - назовем ее «речевой слух» - не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха: ее нужно целенаправленно развивать.
Из чего же складывается развитый речевой слух? Вот его компоненты. Звуковысотный слух - это умение узнавать звуки разной высоты и тембра и самому изменять голос. Слуховым вниманием называют способность определять на слух то или иное звучание и его направление. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова, например: дом-сом-ком. Восприятие темпа и ритма речи - это способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, особенности его звукового строения, зависящие от количества слогов и места ударного слога. Ребенок может воспроизвести слоговую структуру слова, еще не умея правильно оформить его фонетически: например вместо слова "кирпичи" произносит "китити". Ритмический рисунок слова здесь сохранен.
Развитый речевой слух позволяет:
*правильно произносить звуки;
*четко произносить слова;
*владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь);
*овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;
*успешно освоить письмо и чтение.
Предлагаю Вашему вниманию пошаговую программу развития речевого слуха у ребенка. Эта "логопедическая лесенка" широко используется логопедами и педагогами, однако приведенные упражнения несложно выполнять и в домашней обстановке, чтобы закреплять и ускорять развитие речевого слуха. Занимайтесь, начиная с простых упражнений, переходя к более сложным.
Шаг первый: Узнаем неречевые звуки.
Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном:
что шумит? (деревья)
что гудит? (машина)
кто кричит? (мальчик) и т.д.Помогите малышу определить источник звука.
Игра "Громкие подсказки". Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания. Игра "Где позвонили?" учит определять и называть направление звука.
Игра "Узнай, что звенит (гремит)?". На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их. Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д.
Шаг второй: Различаем звуки, слова и фразы по тембру, силе и высоте голоса.
Игра "Узнай, кто позвал". Эту игру хорошо проводить, когда вся семья дома. Ребенок стоит спиной к вам, кто-то из родных или гостей называет его имя. Малыш узнает человека по голосу и подходит к нему.
Игра "Близко - далеко". Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
Сказка "Три медведя". Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра "Узнай по голосу". Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).
Использованы материалы статьи Небыловой Т.
Звуковая культура речи у детей 3-4 лет.
1.В этом возрасте накапливается, уточняется и совершенствуется словарь. Дети точнее употребляют нужные по смыслу слова. Основная задача развития звуковой культуры речи на данном этапе сводится к вырабатыванию у детей правильного произношения звуков с отчетливым и внятным произношением слов и фраз и подготовке детей к развитию фонематического слуха. Во II младшей группе развитие звуковой культуры речи осуществляется в процессе работы над звукопроизношением при последовательной отработке всех звуков русского языка. При этом формируется не только навык правильного произношения тех или иных звуков, но и связи слухового и артикуляционного(мышечного ощущения постановки языка для каждого звука) контроля, без которого невозможно правильное произнесение звуков. Вырабатывается умение слышать отдельные звуки в словах и умение произносить их более чётко, чем другие, развивается слуховое восприятие. Одновременно решаются задачи развития различных сторон речевой и психической деятельности. Речевой материал, предложенный в статье, способствует чёткому и правильному произношению изучаемого звука в словах, а затем и во фразовой речи. При изучении гласных звуков детям предлагаются слова, в которых данный звук находится в ударном слоге. Дети учатся произносить его более длительно - вырабатывается умение выделять звук голосом.
Звук "А" - произносим, широко открывая ротик, как бегемотик, как птенцы; голос звучит (положить руку ребёнка на горло при произнесении звука), поёт, значит звук "гласный".
- А-а-а!- заплакала Алёнка
- На, - сказала ей сестрёнка,
Алый цветик сорвала и Алёнушке дала!
Астры прелестные, астры чудесные, очень похожи на звёзды небесные.
Учите детей произносить ударный звук "А" более длительно (заплааакала, сказааала, ааастры). Благинина Е.
2.Сегодня познакомимся с гласным звуком "У". Когда мы его поём, то вытягиваем губы "хоботком". Этот звук "летит вверх" это - "У". Подражаю я слону, губы "хоботком" тянууу. Учите детей произносить ударный звук "У" в словах более протяжно.
Утром мы в реке поймали новой удочкой уклейку(название рыбы),
А потом уж повстречали уток целую семейку.
 Устала утка на пруду учить своих утят: 
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится: ну, что из них получится?
Виеру Г.
Потешки:
Рано-рано по утру Пастушок: "Ту-ру,ту-ру"!
А коровы в лад ему затянули:"Му-му-мууу"!
Спросите: - как мычит корова? (Мууу, мууу).
- Как кукует кукушка? (Ку-кууу, ку-куу).
У леса на опушке, высоко на суку,
С утра поёт кукушка: ку-кууу, ку-ку-кууу!
Клокова М.

3.Сегодня познакомимся с гласным звуком  "О". Когда мы его поём, делаем "бублик"- губы округлые и чуть вытянуты вперёд. Произносим звук "О" делаем губы круглыми, как колесо.Учите детей произносить ударный звук "О" в словах более протяжно.
Ходит Оленька, вздыхая.
- Что с тобою?- Я плохая!
Я ногой толкнула кошку,
На пол бросила картошку,
Кашу манную не ела.
Быть хорошей надоело!
Не пора ли Оле спать,
Чтоб опять хорошей стать?
Александрова З.
Заглянула к нам овца,
Очень добрые глаза.
Спросите детей: - как курочка зовёт своих цыплят? (Ко-ко-кооо, ко-ко-кооо).
- Как лошадка зовёт своего жеребёнка? (И-го-гооо, и-го-гооо).

 4. Сегодня познакомимся с гласным звуком "Ы". Когда мы его поём, то растягиваем губы -"улыбаемся", видно зубы. Голос звучит, поёт, значит звук - гласный. Учите детей произносить ударный звук "Ы" в словах более протяжно.
Мышка мыла мылом нос,
Мыла уши, мыла хвост,

Мыла так, что стала белой
И от счастья мыло съела.
Мышковская М.
- Мышка, мышка, длинный хвостик, ты не прячься глубоко, -
Приглашает кошка в гости пить парное молоко.
Мышка в норке проищала:
- Пусть поищет чудака, я достала крошку сала,
Обойдусь без молока.
Задайте детям вопросы: - что и чем мыла мышка?(Мышка мыла мылом нос, мыла уши, мыла хвост).- Как она всё это мыла и что с ней стало? (Мыла так, что стала белой и от счастья мыло съела).Добивайтесь от ребёнка ответов - строчками из стихотворения.

Белый столб стоит на крыше
И растёт всё выше, выше.
Вот дорос он до небес - и исчез. (Дым).



5. Следующий гласный звук "Э". Это гласный звук,поём, открыв рот.
Спойте звук, которому не нравятся шалуны: э-э-э-э-э...Пропойте звук Э в словах: эхо,эскимо,этикетка, экран, экскаватор.
Неторопливо прочитайте стихотворение М.Мышковской.

От сильной жары эскимо потекло -
Надо скорее кушать его.
Задайте ребёнку вопросы: от чего потекло эскимо?(От сильной жары эскимо потекло). Что ним надо сделать? (Надо скорее кушать его). Приучайте детей отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Предложите запомнить стихотворение и прочитайте его ещё раз.
Выучите:Эта кнопка и шнурок - электрический звонок.
Эскимо несёт тебе
Сладкоежка буква Э.

 
6. Следующий гласный звук "И". Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука - губы улыбаются, видны зубы, голос звучит. Приучаем внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.Игра "Подскажи словечко" Учите произносить ударный звук "И".
- Мяу,мяу, - кот пищит,-
У меня живот... (болииит).
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему...(штанииишки).
- Би-би-би, - гудит машина,

-Не поеду без... (бензииина).  Посмотрите на рисунок: кто здесь нарисован? (Курица с
цыплятами).Как пищат цыплята, когда хотят есть?(Пи-пи-пиии).Предложите ребёнку попищать как цыплята.Следите за тем, чтобы звук "И" произносилси более протяжно. Прочитайте и заучите с ребёнком стихотворения:
Иголка и нитка -
Большие дружки.
Смотри, получились
Какие стежки! 

Е.Благинина
Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая -
Индюшка расписная.
Г.Сапгир
Играл воздушный шар с иглой -
И вот лежит он чуть живой.
Игрушки, всем вам ясно?
Играть с иглой опасно!
В.Лунин

7.  Сегодня изучаем звук "М" - этот звук согласный, не поёт , произносим сомкнув губы, но слышим как работает голос - звук звонкий. Предложите детям рассмотреть картинку, чтобы вызвать интерес к стихотворению. Затем неторопливо прочитайте стихотворение:
Мяч летает полосатый,
В мяч играют медвежата.
- Можно мне ? -
Спросила мышка.
- Что ты!
Ты ещё малышка.
Г. Сапгир
Задайте детям вопросы:
Кто играет в мяч? (В мяч играют медвежата).
Что спросила мышка у медвежат? (- Можно мне ? - спросила мышка).

Что ответили медвежата мышке? (- Что ты!Ты ещё малышка).
Добивайтесь, чтобы ребёнок отвечал строчками из стихотворения.Предложите запомнить стихотворение и прочитайте его ещё раз.


8. Следующий звук "Б" - этот звук согласный .Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "Б" - губы сомкнуты, при выдохе губы быстро размыкаются, голос звучит, но не поёт - звук согласный, звонкий. Предложите рассмотреть картинку, а затем прочитайте стихотворение:
Белка в гости собиралась,
Рябиною запасалась:
Бусы, брошки и банты
Ей нужны для красоты.
Мышковская М.
Задайте вопросы: Кто и куда собирался пойти? (Белка в гости собиралась).
Какие украшения были у Белки? (Бусы, брошки и банты).
Для чего Белке нужны украшения? (Для красоты).
 Поиграйте в игру "Автомобили", по сигналу "поехали", изображая руками движение колёс, идите по кругу навстречу друг другу, встречаясь, давать сигналы "Би-би-би", чтобы машины не столкнулись. Следить, чтобы ребёнок произносил "Би-би-би", а не "Пи-пи-пи". Выучите: Бегемот разинул рот,

Булку просит...(бегемот).
Встретил ёжика бычок
И лизнул его в бочок,
Но лизнув его, бычок
Уколол свой язычок.  

П.Воронько. 
Вот верблюд - живое чудо,
Два горба есть у верблюда.Н Костарев.Барабан
Боднул баран.
Бух! - и лопнул барабан.
Г.Виеру
Бе-е, - барашек белый блеет,
Больше букв не разумеет.
Е.Благинина

9. Следующий звук "П" - произносим с помощью губ, как "Б" - не поёт, то есть согласный, только без голоса - звук глухой. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "П" на выдохе.Следить, чтобы при произношении звука "П" ребёнок не надувал щёки, не напрягался, дул на снежинку легко и спокойно. Звук должен звучать чётко, без добавления гласных - "П", а не "пэ", "пы". Игра "Снежинка". Снежинка из легкой бумаги или ваты на ниточке. Тихонько дуем на снежинку, произнося звук "П". Сначала сомкнуть губы, а потом тихо, как лёгкий ветерок, дуть: "П", которая при этом должна отклониться.
Рассмотрите рисунок, чтобы вызвать интерес к стихотворению, прочитайте стихотворение:
Пчёлка трудится весь день,
Петушку ж и клюнуть лень.
Спросите: О ком это стихотворение? (О пчёлке и петушке).
Что делает пчёлка? (Пчёлка трудится весь день).
Что говорится в стихотворении о петушке? (Петушку ж и клюнуть лень).
Предложите подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
Это самолёт,
В нём летит...(пилот).
Подготовлен самолёт,
Он отправится в ...(полёт).
Мишка по лесу идёт,
Громко песенки ...(поёт).
Мёд в лесу медведь нашёл.
Мало мёду, много...(пчёл).
Стихи для заучивания наизусть:
Шёл по берегу петух,
Поскользнулся, в речку - бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.
М.Пляцковский
Птица хочет пробудиться.
Запевает песню птица,
Потому что птице с песней
Пробуждаться интересней.
В.Берестов

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
С.Маршак
Дайте ребёнку задание повторить слова из стихотворения со звуком "П", произнося этот звук более чётко.
10. Сегодня - звук "Д" - произносим с помощью зубов, язык поднимаем к альвеолам "бугоркам" верхних зубов, губы улыбаются. "Д" - не поёт, то есть согласный, но голос работает - звук звонкий. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "Д" на выдохе.Следить, чтобы при произношении звука "Д" ребёнок не напрягался. Звук должен звучать чётко, без добавления гласных. Рассмотрите картинку. Скажите, что дерево на картинке называется дуб, а под деревом - дикообраз. Предложите послушать стихотворение:
Дикобраз под дубом спал,
Дятел спать ему мешал.
М.Мышковская
Задайте вопросы:
Что делал дикобраз? (Дикобраз под дубом спал).
Что делал дятел? (Дятел спать ему мешал).
Приучайте отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Предложите запомнить и прочитайте ещё раз. Выучите:
Дятел дерево долбит,
На весь лес стучит. После этих слов ребёнок, изображающий дятла, говорит "д-д-д".
Предложите подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и ...(девочки).
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по ...(дорожке).
Предложите отгадать загадки.
Дождик тёплый и густоё,
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов. (Душ).
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.(Дерево).
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел).
11. Звук "Т" - произносим с помощью зубов, язык поднимаем к альвеолам "бугоркам" верхних зубов, губы улыбаются. "Т" - не поёт (то есть согласный) и голос не работает - звук глухой. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "Т" на выдохе.Следить, чтобы при произношении звука "Т" ребёнок не напрягался. Звук должен звучать чётко, без добавления гласных. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть рисунок, а затем послушать стихотворение и подсказать в конце нужное слово.
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
А бывает иногда -
Из мешков течёт вода,
Спрячемся получше
От дырявой ... (тучи).
Заслоняет слон окно,
Стало в комнате ...(темно).
Долго-долго крокодил
Море синее ... (тушил).
Загадайте загадку.
Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус).
Игра "Поезд".Добивться от детей чёткого произношения звука "Т".Разделиться на две группы или распределить - кто изображает вагончик поезда, а кто - рабочих.По сигналу "поезд поехал" ребёнок/дети/, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, идёт, произнося "т-т-т" тихо, подражая стуку колёс, "ту-ту-у" громко, как гудит поезд. Дойдя до определённого места - станции, поезд делает остановку. Рабочий идёт осматривать вагончик.Он постукивает молоточком по обуви ребёнка, изображающего вагончик, говоря: "тук-тук-тук". После проверки вагончиков даётся сигнал отправления, поезд трогается. Затем можно поменяться ролями.
Предложите детям выучить стихотворение.
Там котик усатый
По садику бродит.
А козлик рогатый
За котиком ходит.
В. Жуковский
Мой беленький кот
Совсем на растёт,
И даже усы не растут.
Он супа не ест
И каши не ест -
Попробуй-ка вырасти тут!
М. Карем
Дайте задание повторить слова из стихотворения со звуком "Т", произнося этот звук более чётко.
12. Звук "Г" - произносим с помощью языка, губы улыбаются. "Г" - не поёт (то есть согласный), но голос работает - звук звонкий. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "Г" на выдохе. Следить, чтобы при произношении звука "Г" ребёнок не напрягался. Звук должен звучать чётко, без добавления гласных. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть рисунок, а затем послушать стихотворение и подсказать в конце нужное слово.
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь -
Чистоплотный серый ... (гусь).
Гусь купил себе гармошку,
Но упрямую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
Г.Виеру
Задайте вопросы:
- Кто купил себе гармошку? (Гусь купил себе гармошку).
- Какую гармошку купил себе гусь? (Упрямую немножко).
- Как пела гармошка? (Хорошо гармошка пела, по-гусиному шипела).
Учите отвечать на вопросы строчками из стихотворения.
Предложите запомнить стихотворение и прочитайте его ещё раз.
Гриша шёл-шёл-шёл,
Белый гриб нашёл.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
Положил их в кузовок.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
13. Звук "К" - произносим с помощью языка, губы улыбаются. "К" - не поёт (то есть согласный), голос не работает - звук глухой. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "К" на выдохе. Предложите ребёнку внимательно рассмотреть рисунок, а затем послушать и отгадать загадки. Следите за тем, чтобы называя слова-отгадки, дети произносили звук "К" более чётко (ккурица, ккошка, ккорова).
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло
Собирает. (Курица).
 Я умею чисто мыться:
Не водой, а язычком.
Мяу!Как мне часто снится
Блюдце с тёплым молочком!
(Кошка).
Полем идёт,
Травку жуёт.

Мычит "Му-у",
А кто, не пойму. (Корова).
Спросите: кто из животных умеет произносить звук "К" (ко-ко-ко, не ходите далеко; кукареку; ку-ку-ку; ква-ква; кря-кря; кар-кар).

14. Следующий звук "В" - произносим с помощью губ, звук "В" - не поёт, то есть согласный, но голос звучит - звук звонкий. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "В" на выдохе.Следить, чтобы при произношении звука "В" ребёнок не надувал щёки, не напрягался. Звук должен звучать чётко. Предложите рассмотреть рисунок. Спросите:- Кто здесь нарисован? (Волк на велосипеде).
В поле волк-волчище едет
На своём велосипеде.
Обогнал сегодня он
Воробья и двух ворон,
Только ветер-ветерок
Перегнать никак не мог.
Г.Сапгир
Попросите ответить на вопросы:
- Кто едет в поле? (В поле волк-волчище едет).
- На чём едет волк? (На своём велосипеде).
- Кого обогнал волк на своём велосипеде? (Воробья и двух ворон).
- Кого (что) не мог перегнать волк? (Только ветер-ветерок перегнать никак не мог).
Приучайте ребёнка отвечать на вопросы строчками из стихотворения. Предложите подсказать в конце каждого стихотворения подходящее по смыслу слово.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (воробей).
Окраской - сероватая, повадкой - вороватая, крикунья хрипловатая - известная персона. 
Кто это? ... (ворона). 
Предложите 
выучить 
стихотворение.
Воробей взлетел повыше:
Видно всё с высокой крыши.
Б.Тимофеев
Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
С.Маршак
15. Следующий звук "Ф" - произносим с помощью губ, звук "Ф" - не поёт, то есть согласный, только без голоса - звук глухой. Вырабатываем чёткую и правильную артикуляцию при произношении звука "Ф" на выдохе.Следить, чтобы при произношении звука "Ф" ребёнок не надувал щёки, не напрягался. Звук должен звучать чётко. Предложите рассмотреть рисунок и подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения.
Праздник, праздник у ворот,
Кто встречать его пойдёт?
Я и верный мой дружок -
Синий, маленький ... (флажок).
Кто забил сегодня гол? -
Я, когда играл в ... (футбол).
Скоро вечер, посмотри -
Загорелись ... (фонари).
Предложите ребёнку  
рассмотреть фотографию, если он затрудняется назвать кто это, 
 уточните, что это филин. 
Прочитайте стихотворение.
Филин даже с фонарём,
Ничего не видит днём.
Г.Сапгир
Спросите:
- О ком говорится в стихотворении? (О филине).
- Что филин видит днём? (Ничего не видит днём).
Предложите запомнить стихотворение и прочитайте его ещё раз.
- Фью-фью, - птица распевает.
И фиалка расцветает,
И земля глядит на нас
Миллионом синих глаз.
Б.Заходер
Федя полез за конфетой в буфет -
Факт, что в буфете не будут конфет.
В.Лунин
16. Повторение пройденного материала (гласные звуки).
Цель: закреплять произношение гласных звуков в словах и фразовой речи.
Добиваться от ребёнка чёткого, правильного положения органов артикуляционного аппарата (губ, языка) при произнесении гласных звуков ("А", "О", "У", "И").
- Развивать умение сравнивать, анализировать и переключать внимани.
- Развивать связную речь, её выразительность, обогащать словарь.

- Учить произносить стихотворение не спеша, чётко выговаривая каждое слово. 
- Добиваться, чтобы ребёнок произносил текст стихотворения правильно.
Предложите ребёнку рассмотреть картинки в предыдущем сообщении и сказать какие звуки произносят дети (а, у, о, и). Теперь дайте задание назвать нарисованные предметы, чётко произнося первый звук в каждом слове (аарбуз, уутюг, ииголка, оослик). Дайте задание показать - соединить предметы на картинках с изображениями детей, произносящих соответствующий звук. Вспомните, какие животные и птицы умеют произносить эти звуки (кваа, каар, гаав, муу, уу-гу-ух, ии-аа, и-го-гоо, чик-чирик, пии). Подумайте и вместе с ребёнком и вспомните - какие имена девочек и мальчиков, начинающиеся на эти звуки, вы знаете (девочек: Аанна, Аалла, Аалиса, Аанфиса, Ульяна, Иирина, Иинна, Оольга, Ооксана, Оолеся и др.; мальчиков: Аалександр, Аартём, Аалексей, Аантон, Аандрей, Иигорь, Ииннокентий, Ииван, Иилья, Оолег ). Какие фрукты начинаются на эти звуки (аапельсин, аананас, аабрикос, аавокадо, аайва; уурюк; иинжир). Посмотрите вокруг себя - названия каких предметов начинаются на эти звуки. Предложите ребёнку рассмотреть рисунки и сказать какие звуки произносят дети (а, у, и, о).

17. Повторение пройденного материала (согласные звуки). Цель: - закреплять произношение согласных звуков в словах и фразовой речи; - приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу;
- развивать логическое мышление, умение соотносить полученные знания с изображением на картинке;
- понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
 Дайте ребёнку задание подсказать нужное слово в конце каждого стихотворения, называя первый звук чётче, чем другие звуки в словах-отгадках (ккиска, ммячик, ммяч, вворобей, вволк, медведь). 

Эй, не стойте слишком близко,
Я тигрёнок, а не ... (киска)!

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку ... (мячик).
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке ... (мяч). 
Кто в лесу зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк).
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,

Просыпается ото сна. (Медведь). Предложите ребёнку показать картинку того предмета, или персонажа, который он назовёт. 
Предложите ребёнку внимательно рассмотреть рисунок, чтобы вызвать интерес к стихотворению. Прочитайте детям стихотворение "Петушок".
Петушок кота учил:
Очень важно говорил:
- Ты всегда перед едой
Лапки чисто мой водой.
Г.Сапгир

Задайте вопросы:
- О ком стихотворение? (О петушке и о коте).
- Что делал петушок? (Петушок кота учил).
- Чему учил петушок кота? (Ты всегда перед едой лапки чисто мой водой).
Добивайтесь, чтобы ребёнок отвечал на вопросы строчками из стихотворения. Предложите ребёнку запомнить стихотворение и прочитайте его ещё раз. Посмотрите ещё на картинки с ребёнком и попросите его назвать их, чётко выделяя голосом гласные звуки (петушоок, коот).
Использованы материалы Колесниковой Е.В.  

Популярные сообщения

Гроздочка

Постоянные читатели

Радио для взрослых

Мысли...

Переводчик. Translate

Такие разные

Спасибо за внимание!

Благодарю,пожалуйста картинки