— Например, вы часто видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
— Часто.
— Как часто?
— Ну, несколько сот раз!
— Отлично. Сколько же там ступенек?
— Сколько? Не обратил внимания.
— Вот-вот, не обратили внимания. А между тем вы видели! В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек — семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал. (Из разговора Шерлока Холмса и доктора Ватсона, Артур Конан Дойль «Скандал в Богемии»).
Мы живем – значит наблюдаем. Осознанно присматриваясь и спонтанно замечая, естественно и сознательно. Без наших наблюдений невозможно вспомнить прошлое и подумать о будущем. Только взрослые наблюдают чаще всего осознанно, преследуя какую-то конкретную цель. Они могут сознательно тренировать навыки наблюдения. А дети так могут? Ведь дети просто живут, здесь и сейчас. И чаще детские наблюдения спонтанны и выборочны. Но если мы хотим развить у детей способность подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности – этим можно и нужно специально заниматься. Не тренируя наблюдательность в детстве, мы лишаем наших детей в будущем увидеть множество интересных вещей – в путешествиях, в общении, да и просто в повседневной жизни. Продолжение на страничке "Времена года".
2 комментария:
Я бы тоже не обратила внимание на ступеньки! А вообще все правильно, наблюдательность очень важна для наших детей. Стараюсь своему привить это практически с пеленок. Книжки, пазлы, онлайн-игры разные, как здесь http://igraem.pro/ Как вы думаете, этого достаточно? Ребенку нравится, никогда не жалуется на усталость. Он у меня усидчивый !)
Здравствуйте, спасибо за ссылку - игры нужные и красочные, только не забывайте соблюдать "режим труда и отдыха" для детей очень важно "не перегрузить информацией", делать общую гимнастику и гимнастику для снятия напряжения с мышц глаз. Достаточно ли? Я думаю, что тренировать преиодически нужно все мыслительные процессы:память, мышление, внимание, наблюдательность и т.д. Очень хорошо проверяется наблюдательность в заданиях "Найди отличия", "Чем похожи?", "Что нового?", "Как было?" и т.п. в соответствии с возрастом ребенка. Поиграйте с малышом в эти игры и вы поймете, нужно ли еще тренировать на данном этапе или уже можно усложнять задания.Пишите,что получилось, буду ждать.)
Отправить комментарий