Как узнать настроение ребенка по его рисунку? Как часто, глядя на своего ребенка, мы хотим знать, что же в этой маленькой головке творится, о чем наш малыш думает, и что его беспокоит. На эти вопросы можно ответить, «прочитав» детский рисунок. С самых первых моментов, когда малыш берет в руки карандаш, он рисует. Также, как мы – взрослые, изливаем душу кому-то из близких или пишем свои мысли и переживания в личный дневник, так и ребенок в своем рисунке рассказывает о своем восприятии жизни, о своем настроении, о своих переживаниях. Что бы ни происходило в семье, как бы ребенок ни чувствовал себя, как бы ни относился к окружающим – все отражается в рисунке. В рисунке ребенок самовыражается. Разгадать суть рисунка ребенка можно по выбранным цветам, по расположению картинки на листе, по нарисованным предметам. «Прочитать» рисунок до мельчайших подробностей - это дело психологов. Но некоторые детали Вы и сами можете проанализировать: уловить тревожные моменты, понять настроение малыша, узнать о его страхах. И эти знания будут своеобразным мостиком между Вами и малышом. Необязательно давать ребенку какую-то тему. Просто в то время, когда малыш рисует, обратите внимание на цвет рисунка, на линии, на штриховку, есть ли контуры у изображённых на рисунке предметов. Чтобы узнать, как на самом деле обстоят дела в вашей семье, какие есть проблемы и как их решить, попросите ребенка нарисовать семейный портрет. Пока он будет рисовать, не вмешивайтесь в сам процесс, но следите за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйтесь у малыша, как зовут всех персонажей его картины и приступайте к анализу. Попробуйте поговорить с ребенком о его рисунке, проследите, кого он изображает первым, кого – последним, кого вообще «забыл» нарисовать и почему. Обратите внимание на то, как расположены члены семьи, на близость и отдаленность их друг от друга, на место нахождения малыша среди них. Самого любимого члена семьи ребенок обязательно приукрасит какой-нибудь деталью, т.е. будет наряжать. Самого авторитетного члена семьи, скорей всего, нарисует большим. Если малыш рисует себя между родителями, то он доволен отношением к нему в семье, а если он не нарисует себя вообще или же изобразит где-то в сторонке или даже вне дома, то об этом стоит задуматься. Значит, ребенок одинок, и ему нужна помощь. Ребенок-эгоист, ребенок-кумир изображает себя крупнее всех. Очень важно также общее впечатление от рисунка. Обратите внимание на выражение лиц людей. Какие эмоции они проявляют: улыбку… грусть?
* По очередности: последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то – это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре – значит он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе.
* По составу: Если на рисунке в виде группой фотографии отсутствует один из членов семьи, спроси у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет – серьезный повод задуматься.
* По размеру: чем большим авторитетом у ребенка пользуется изображаемый человек, тем выше и больше будет его фигура. Отвергнутые дети рисуют себя маленькими, а избалованные могут не вместить свое гигантское изображение.* По расстоянию: Когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи.
* По цвету: Обязательно посмотрите на цвета, выбранные малышом. Так, обеспокоенные чем-то дети, рисуют темными, «тяжелыми» цветами. А яркие, нежные цвета говорят о нормальном настроении ребенка. Коричневый и черный цвета сигнализируют о подавленности, дискомфорте, фиолетовый – об уравновешенности, положительных эмоциях. Холодные цвета свидетельствуют о конфликте в семье. Например, если малыш тёмными тонами рисует члена семьи (особенно черным), это говорит о негативных чувствах малыша к данному человеку. Например, ребенок нарисовал маму с черными волосами или в черной одежде. Этим он выражает свое внутреннее волнение по отношению к ней. Может быть, мама сильно занята, и ему не хватает ее ласки и общения с ней. Красный цвет иногда трактуется как агрессия, высокая возбудимость. Голубой, розовый цвета полны жизнерадостности, отличного настроения. Все, что любимо твоим чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым – значит этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию.
* По частям тела: Тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо – это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то возможно этот человек делает ребенку много замечаний. Если рта нет или он очень мал – персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими – что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания. Некоторые части тела малыш может особенно выделить у той или иной фигуры. Например, если у мамы выделен рот, то она своими нравоучениями, нотациями и наставлениями давит на малыша. Очень важно обратить внимание на руки. Очень длинные руки или иногда их отсутствие говорят об агрессии, исходящей от члена семьи в адрес ребенка.
Для того, чтобы помочь малышу определиться с отношением к самому себе, ему можно предложить нарисовать автопортрет. Здесь нужно обратить внимание на расположение рисунка на листе, чтобы понять уровень самооценки ребенка; взглянуть на цветовую гамму рисунка, чтобы понять настроение малыша. Обратите внимание на нарисованные черты лица. Например, отсутствие ушей говорит о том, что ребенок «не слышит» окружающих, их замечания. Большие глаза говорят о том, что ребенок обеспокоен тем, что о нем думают окружающие. Улыбка на лице - ребенок раскрыт для общения. Любая ваша попытка стать ближе Вашему малышу и понять его будет вознаграждена его любовью к людям и его успехами в жизни. Использованы материалы источника:Майя Одлу (http://efamily.ru) и www.edinstvennaya.ua
Для того, чтобы помочь малышу определиться с отношением к самому себе, ему можно предложить нарисовать автопортрет. Здесь нужно обратить внимание на расположение рисунка на листе, чтобы понять уровень самооценки ребенка; взглянуть на цветовую гамму рисунка, чтобы понять настроение малыша. Обратите внимание на нарисованные черты лица. Например, отсутствие ушей говорит о том, что ребенок «не слышит» окружающих, их замечания. Большие глаза говорят о том, что ребенок обеспокоен тем, что о нем думают окружающие. Улыбка на лице - ребенок раскрыт для общения. Любая ваша попытка стать ближе Вашему малышу и понять его будет вознаграждена его любовью к людям и его успехами в жизни. Использованы материалы источника:Майя Одлу (http://efamily.ru) и www.edinstvennaya.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий